Ю. Н. Печерский - признанный учёный и организатор Всесоюзной школы КОЛОМ, замечательный человек и друг
Анна Янковская
Школ немало бывало, Только дело-то в том,
Что одной не хватало Под названьем Колом!
Не хватало безумно, Что уж тут говорить!
Чтобы где-то разумно Что-то нам различить,
Мало просто работать, Что-то там создавать,
Надо вместе рассветы Иногда нам встречать.
Иногда, покидая
Пыль и шум городов,
Жить в лесу, узнавая
Суть научных основ.
Пусть нас ветер качает
На днестровских волнах,
И доклады читают
На зелёных ветвях,
Пусть нам солнце сияет
Или дождь с облаков,
Всё же пусть процветает
Дружба первых шагов,
Чтоб от школы, до школы
Вспоминалось не раз
Добрый юмор веселый
и серьезный, подчас.
С Юрой Печерским (Ю.П.) я знакома со студенческой скамьи, когда училась на Радио - физическом факультете (РФФ) Томского Государственного Университета (ТГУ), а он, закончив который, в 1958г., работал в Проблемной лаборатории Счетно-решающих устройств Сибирского физико-технического университета при ТГУ, являющейся базой для студентов по специальности электронно-вычислительные машины. Он руководил дипломными работами студентов РФФ, давал решать шахматные задачи (Эндшпиль) на ЦВМ Урал. Являясь научным сотрудником лаборатории, он был секретарем научного семинара, которым руководил наш Учитель Аркадий Дмитриевич Закревский. В 1961 году Ю.П. переехал в г. Ереван, а затем, вскоре, в г. Кишенёв, где работал заведующим Лабораторией интеллектуальных систем Института математики и информатики Академии наук Молдавской ССР, затем Республики Молдова.
Тот факт, что Ю. Печерский являлся признанным учёным, говорят его публикации в отечественных и международных журналах как на русском, так и на английском языках. Весьма интересны в научном плане написанные им книги: "Теоретико-графические методы в распознавании образов" (1978г.), "Роботы среди людей" (1979г.), "Проектирование транслирующих процессоров" (1980г.), "На пути к искусственному интеллекту" (1981г.), "Модели роботизированных производств" (1985г., в соавторстве), "Распознающие системы в природе, науке и технике" (1986г.), "Системное и теоретическое программирование" (1987г.), "Оптимизация и обработка данных" (1987г.), "Интеллектуальные системы" (1988г.), "Этюды о компьютерах" (1989г.), "Математическое моделирование и оптимизация" (1989г.) и тд. О высоком уровне этих книг говорится в публикации "Мой учитель и друг Ю.Н. Печерский" Ксении Найденовой.
Мне бы хотелось отметить, что Ю.П. был прекрасным популяризатором. Его усилиями был создан раздел сайта "Хроника событий".
О выходе книг Ю.Н.Печерский оповещал своих друзей, посылая им информационные карточки. Пример одной из таких карточек, посланных мне, приведен на рис. 1.
Рис. 1.  |
Информационная карточка от Ю.Н.Печерского |
Figure 1. |
Information card from Yuri Pechersky |
Следует отметить, что тираж этих книг был, как правило, большой. Так тираж книги, представленной на рис. 1, составляет 3 тысячи экземпляров.
Юра часто дарил и высылал мне в г. Томск книги не только свои, но и те, которые Он считал интересными в научно-популярном жанре, но и журналы. Яркой иллюстрацией обмена книг и журналов является следующее письмо от Юры, представлен ное на рис. 2.
Юра был для меня замечательным другом. Как часто во время экскурсий, которые Он организовывал, я теряла сумочку. И Юра всегда находил. Однажды, когда я ехала на школу в автобусе Аэропорт - г. Кишинёв, у меня из одной из серёжек выпал и потерялся камень из янтаря, который был мне очень дорог. Пришлось снять вторую сережку. Когда я рассказала Юре об этом, он успокоил меня. А когда я возвращалась обратно в аэропорт, тем же рейсом, со мной сидела женщина, сказавшая: "Как жаль человека, потерявшего этот камень" и показала его мне. Я тут же достала из сумки обе сережки, в одной из которых не было этого камня. Мы обе были счастливы. По приезду в аэропорт я тут же позвонила Юре и поблагодарила за те слова, которыми он меня успокоил.
То, что Юра талантливый художник я знала и восхищалась
его творчеством. Он рассказал мне, что рисовать он стал
только в пенсионном возрасте и когда я достигну этого
возраста, то тоже начну рисовать. К сожалению, это не сбылось.
Под руководством Юрия Печерского проведено много
международных и всесоюзных конференций, а затем
международных школ-семинаров по логико-комбинаторным
методам в распознавании образов, организованных
Институтом математики с вычислительным центром АН МССР,
Молдавским республиканским региональным отделением
по проблеме "Искусственный интеллект" Комитета по
системному анализу при Президиуме АН СССР. Информация
о первой школе, проходившей с 2-го по 6-е октября 1977
в пос. Вадул-луй-Водэ (Молдавская ССР), опубликована
в брошюре "Информационные материалы: кибернетика" 4(104),
г. Москва 1987г., изданной Научным советом по комплексной
проблеме "Кибернетика" Академии наук СССР.
Огромная роль в создании этой школы принадлежит великому учёному в области искусственного интеллекта - Дмитрию Александровичу Поспелову, который делал потрясающие доклады не только по тематике данной школы, но и по другим направлениям, например, прочитал лекцию, основанную на книге Эрика Берна "Игры, в которые играют люди"; являясь знатоком живописи, провел лекцию с демонстрацией слайдов по произведениям группы Амаравелла. Следует отметить, что пятая часть произведений была подарена Д.А. Поспелову Петром Фатеевым (член группы Амаравелла).
В работе школ-семинаров принимали участие представители нескольких десятков научно-исследовательских учреждений и ВУЗов Москвы, Владивостока, Казани, Киева, Ленинграда, Минска, Новосибирска, Риги, Томска, Кишинёва и др. Среди активных докладчиков следует отметить доклады Д.А. Поспелова (Москва), А.Д. Закревского (Минск), Ю.Н. Печерского и А.В. Карелиной (Кишинёв), Л.А. Растригина (Рига), Н.Г. Бондарева, К.А. Найденовой, Т.Н.Чебоксаровой, Г.Н.Корневой (Ленинград), А.Е. Янковской (Томск), В.В. Николаевым, Ю.С. Москаленко (Владивосток), В.В. Александровой, Т. А. Гавриловой В.И. Городецкого, Н.Д. Горского, А.О. Полякова (Ленинград), Е.В. Мазура (Казань), Н.Д. Ващенко (Киев). Следует отметить, что география школьников - это лучшие города СССР.
На каждой школе-семинаре проводились дискуссии о перспективах развития логико-комбинаторного подхода к решению задач распознавания образов. Школы-семинары КОЛОМ способствовали формированию и развитию оригинальных направлений в распознавании образов.
В принятых решениях давались рекомендации, основанные на полученных к тому времени теоретических и практических результатах в области прогнозирования, распознавания и диагностики объектов с применением логико-комбинаторных методов. Так, на первой школе-семинаре в рекомендациях подчеркивалась необходимость более широкого привлечения к исследованиям математического аппарата, теории дискретных аппаратов, теории кодирования, теории графов, дискретной математики.
Следует отметить, что некоторые заседания школы-семинара проходили не только в помещениях турбазы "Нистру", но и особенно остро проблема распознавания образов КОЛОМ (Комбинаторно-логические методы) раскрывалась на берегу реки Нистру. Было сделано много полезных докладов и сообщений. Школьники особенно внимательно слушали сообщения о времени завтрака, обеда и ужина. Несмотря на светопад и солнцепек слушатели не жалели докладчиков и задавали вопросы "на засыпку". Когда не хватало плакатов, которые развешивались на ветках, то докладчик рисовал в воздухе, а школьники распознавали тот или иной образ и в этом было что-то волнующее. И все же дегустационный экзамен выдержали все.
На школе КОЛОМ я приобрела много настоящих друзей: Т. Чебоксарову, К. Найденову, Г.Корневу, которые были и остаются близки мне по духу и в плане научной деятельности. Особенно запомнились ночные рассказы Г. Корневой о Марине Цветаевой, биографию которой она знала весьма глубоко. Они меня буквально завораживали и мы не спали всю ночь.
Юра организовывал не только школы-семинары КОЛОМ и другие конференции, но и помогал своим друзьям внедрять результаты своих исследований. Например, системы "Абитуриент-Т" и "Студент" (Ю.Комаров, А.Янковская), разработанные и эксплуатируемые в ТИСИ (ТГАСУ), с лёгкой руки Ю.П. были внедрены в 2 или 3 учебных заведениях г. Кишинёва.
Всего, к чему приложил руку Юрий Печерский, не перечислить.
Юра очень доверял людям. Иногда это играло с ним злую шутку, но все-таки доверие к людям помогало ему в тяжелые моменты его жизни. В 2000-ые годы Юра тяжело болел. Он обратился ко мне с просьбой материально помочь на операцию. Сложность была в том, что необходимы были доллары, а не рубли и способ их доставки в г. Кишинёв в кротчайшие сроки. Было рассмотрено множество вариантов вплоть до передачи через Москву, Минск и т.д. Но Юра нашел способ, как переправить доллары. Не только я отсылала, что могла, но мне удалось собрать часть необходимой суммы, обратившись к его друзьям. Так, помогли В.П. Тарасенко, Ф.П. Тарасенко, его друг детства Л.С. Ляхович и некоторые другие. К сожалению, не удалось уберечь Юру.
Я уверена, что многие друзья Юры напишут о нем: А.Д. Закревский, А.А. Уткин, К.А. Найденова и многие другие.
Юра навсегда останется в наших сердцах и памяти.
|