C.Ю.Соловьев
Дополнительные главы программной инженерии
Лабораторные работы
Табло оценок/посещаемости ::
Программа курса
Результаты выполнения лабораторной работы оформляются в виде
отчета, состоящего из титульной страницы
графической схемы и пояснительной записки.
Графическая схема оформляется в редакторе yEd
(см. работу No.1) и сохраняется в файле
ФамилияСтудента.graphml.
Пояснительная записка составляется в произвольной
форме и содержит: формулировку лабораторной работы,
а также развернутые объяснения обозначений,
принятых на графической схеме.
Для удобства пояснительная записка помещается в файл
с титульным листом.
Работа No.1.
yEd Graph Editor - редактор нотаций программной инженерии
- Инсталлировать на персональном компьютере редактор yEd.
- Построить с помощью yEd пробную схему.
- Оформить отчет с описанием пробной схемы,
к отчету приложить файл схемы в формате *.graphml
- Переслать отчет преподавателю по адресу soloviev@glossary.ru
- Обсудить отчет с преподавателем и получить оценку.
Методические указания
- Проверить наличие в конце презентации
se04.pdf слайдов c номерами 1, 2 и 3.
- Скачать yEd Graph Editor:
https://www.yworks.com/downloads#yEd
Show all yEd downloads
(слайд 1)
- Инсталлировать yEd.
- Запустить yEd:
OK\New Document
- Разместить на рабочем поле прямоугольник "Дебет":
Shape Nodes\выбрать прямоугольник\перенести на рабочее поле
Выделить прямоугольник\Изменить его размер
Выделить прямоугольник\Правая кнопка мыши\Properties (слайд 2)
Text: Дебет
\Label\Font Size: 24 OK
- Разместить на рабочем поле прямоугольник "Кредит"
(аналогично)
- Соединить прямоугольники дугой с меткой "5000":
Edge Types\выбрать дугу
Левая кнопка мыши на прямоугольнике "Дебет" (начало дуги)
Левая кнопка мыши на прямоугольнике "Кредит" (конец дуги)
Выделить дугу\Правая кнопка мыши\Properties (слайд 3)
Text: 5000
\Label\Font Size: 24 OKБ.
- Сохранить диаграмму в файле ФамилияСтудента.graphml:
File\Save as ...
Работа No.2.
Жизненный цикл программного обеспечения
- Построить с помощью редактора yEd схему жизненного цикла ПО.
- Оформить отчет с описанием схемы жизненного цикла,
к отчету приложить файл жизненного цикла
в формате *.graphml
- Переслать отчет преподавателю по адресу soloviev@glossary.ru
- Обсудить отчет с преподавателем и получить оценку.
Методические указания
- Выбрать учебник по программной инженерии.
- Повторить с помощью редактора yEd
схему жизненного цикла ПО из выбранного учебника.
- Сохранить схему в файле ФамилияСтудента.graphml:
File\Save as ...
- В пояснительной записке указать библиографическую
ссылку на учебник.
Работа No.3.
Диаграммы потов данных
- Построить с помощью редактора yEd диаграмму потоков данных
в проекте книжного интернет-магазина.
Диаграмма представлена на
рисунке.gif
- Оформить отчет с описанием диаграммы поток данных,
к отчету приложить файл диаграммы в формате *.graphml
- Переслать отчет преподавателю по адресу soloviev@glossary.ru
- Обсудить отчет с преподавателем и получить оценку.
Методические указания
- Повторить с помощью редактора yEd
заданную диаграмму потока данных.
- Выбор заменяющих нотаций в разумных пределах
не ограничивается. В крайнем случае можно использовать
рекомендации из подвала рисунка.
- Для редактирования атрибутов элемента Entity with Attributes
необходимо с помощью мыши активизировать нижнее поле
элемента.
- Сохранить схему в файле ФамилияСтудента.graphml:
File\Save as ...
- Творческая часть задания: для оплаченного счета
дополнить диаграмму процессами комплектования посылки
и ее доставки заказчику (факультативно).
Работа No.4.
Документирование бизнес-процессов
- Построить с помощью редактора yEd диаграмму бизнес-процесса
конкурса на замещение вакантной должности.
Диаграмма представлена на
рисунке.gif
- Оформить отчет с описанием диаграммы бизнес-процесса,
к отчету приложить файл диаграммы в формате *.graphml
- Переслать отчет преподавателю по адресу soloviev@glossary.ru
- Обсудить отчет с преподавателем и получить оценку.
Методические указания
- Повторить с помощью редактора yEd
заданную диаграмму бизнес-процесса.
- Для построения диаграммы рекомендуется использовать нотации
Flowchart.
- Сохранить схему в файле ФамилияСтудента.graphml:
File\Save as ...
- Творческая часть задания: включить в схему вариант
развития событий на случай исчерпания списка кандидатов
при наличии незаполненных вакансий (факультативно).
Работа No.5.
Документирование логики принятия решений
- Построить с помощью редактора yEd дерево решений
спортивного администратора, который должен
назначить или отменить матч на основании прогноза
погоды. Таблица решений администратора имеет
следующий вид:
- Оформить отчет с описанием дерева решений,
к отчету приложить файл дерева решений в формате *.graphml
- Переслать отчет преподавателю по адресу soloviev@glossary.ru
- Обсудить отчет с преподавателем и получить оценку.
Методические указания
- Пример построения дерева решений по заданной таблице решений
приводится на рисунке.png
- Сохранить схему в файле ФамилияСтудента.graphml:
File\Save as ...
- Творческая часть задания: включить в дерево вариант
принятия решений на случай сильного дождя.
Работа No.6.
Диаграмма классов
- Построить с помощью редактора yEd диаграмму шести классов:
Квадрат,
Параллелограмм,
Прямоугольник,
Ромб,
Трапеция и
Четырехугольник.
- Оформить отчет с описанием диаграммы классов.
К отчету приложить построенный файл диаграммы
классов в формате *.graphml
- Переслать отчет преподавателю по адресу soloviev@glossary.ru
- Обсудить отчет с преподавателем и получить оценку.
Методические указания
- Каждый класс изображается в виде:
- Заготовки всех классов находятся в файле task_06.graphml
из архива
task_06.zip.
- Для контроля. Файл task_06.graphml в редакторе yEd
выглядит так:
(Фактически требуется установить отношения
между заданными классами.)
- Виды возможных отношений в диаграмме классов
представлены на рисунке.png
- Пример построения диаграммы классов
приводится на рисунке.png
- Сохранить разработанную диаграмму в файле
ФамилияСтудента.graphml:
File\Save as ...
- Творческая часть задания: включить в диаграмму
классы
Вписанная окружность и
Описанная окружность.
Работа No.7.
Разработка пользовательского интерфейса
- Разработать с помощью редактора yEd макет
пользовательского интерфейса (вайрфрейм)
для задачи исчисления условного налога по известным:
(1) налоговой базе (число в рублях);
(2) налоговому вычету (число в рублях); и
(3) процентной ставке (одно из значений: 10, 13, 20, 25 или 35).
- Оформить отчет с описанием интерфейса.
К отчету приложить файл с макетом интерфейса в формате *.graphml
- Переслать отчет преподавателю по адресу soloviev@glossary.ru
- Обсудить отчет с преподавателем и получить оценку.
Методические указания
- На следующем рисунке представлены образцы
двух пользовательских интерсейсов:
- Первый интерфейс задает обращение к исчислению суммы
НДС по известным:
(1) налоговой базе (число в рублях);
(2) процентной ставке (одно из значений: 10 или 20).
- Второй интерфейс задает обращение к исчислению прибыли
по известным:
(1) доходам (число в рублях); и
(2) расходам (число в рублях).
- Задача сводится
к комбинированию представленных интерфейсов и
к изображению искомого интерфейса средствами редактора yEd.
- Сохранить интерфейс в файле ФамилияСтудента.graphml:
File\Save as ...
Посещаемость/оценки за выполнение лабораторных работ
Вопросы?