Стартовая страница G l o s s a r y   C o m m a n d e r

Служба тематических толковых словарей

glossary.ru
park.glossary.ru
Служебная библиотека
 н а  п р а в а х  р е к л а м ы 

 Архив: 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9
 
А.Г. Ветров

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ АИПС "ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО"
ПЕРВОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СПРАВОЧНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

(авторская копия статьи)
 
Серьезное
чтение
на glossary.ru
Скачать.pdf
( 2.5 Mb )
Материалы Второй международной научно-практической конференции, 04 июня 2010 года. "История и развитие правовой информатизации" точная ссылка

Межотраслевая автоматизированная информационно-поисковая система о нормативных правовых актах СССР и союзных республик (ИПС "Законодательство") разрабатывалась в Научном центре правовой информации при ВНИИ советского законодательства Министерства юстиции СССР (НЦПИ) с 1976 года и действовала с 1982 года практически десять лет. Главным конструктором проекта являлся первый директор НЦПИ В.А.Копылов.

Основной целью разработки являлось создание автоматизированной информационно-поисковой системы нормативных актов (АИПС), которая на основе повышения полноты, точности и оперативности информационного обслуживания потребителей правовой информации должна была обеспечить совершенствование нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. Она разрабатывалась как достаточно традиционная документальная информационно-поисковая система, но с учетом особенностей нормативных актов. К таковым относились структурированность нормативных актов и возможность их изменения.

Система предназначалась для обслуживания запросов Министерства юстиции СССР, высших органов государственной власти и управления СССР, министерств и ведомств. По отдельным запросам должны были обслуживаться и другие категории пользователей. Основными функциями АИПС предполагались следующие:

  • подготовка, ввод, контроль, корректировка и хранение в виде удобном для автоматизированной обработки нормативных актов СССР и союзных республик, подлежащих государственному учету, а также другой правовой информации, представляющей интерес для абонентов системы;
  • внесение в информационные массивы коррективов, обусловленных изменением и признанием нормативных актов СССР и союзных республик утратившими силу;
  • информационно-правовое обслуживание абонентов в режиме ретроспективного поиска по разовым запросам;
  • избирательное распространение правовой информации по постоянным запросам абонентов;
  • выдачу копий нормативных актов;
  • тиражирование информационных массивов для автоматизированных систем правовой информации;
  • выпуск информационных изданий, справочно-информационных материалов.

Задачи, решаемые системой, объединялись в группы, условно именуемые подсистемами:
— подсистема ведения информационной базы (ВИБ);
— подсистема ретроспективного поиска информации (РП);
— подсистема избирательного распространения информации (ИРИ);
— подсистема тиражирования информационных массивов (ТИМ);
— подсистема редакционно-издательских работ (РИР);
— подсистема выдачи копий документов (ВКД);
— подсистема планирования, контроля и управления (ПКУ)
— подсистема "Свод законов СССР".

АИПС являлась системой документального типа. Обработка и ввод информации о нормативных актах в систему осуществлялся централизованно силами НЦПИ. Система предназначалась для централизованного обслуживания абонентов системы, которыми являлись, как уже было отмечено, высшие органы государственной власти и управления СССР и союзных республик, союзные, союзно-республиканские, республиканские министерства и ведомства, органы прокуратуры и суда СССР и союзных республик, высшие партийные органы, центральные органы некоторых общественных организаций.

Работа системы осуществлялась на основе использования принципа однократного ввода информации. Информационные массивы АИПС "Законодательство" содержали сведения о более чем 30 тыс. нормативных актов СССР. Общий объем информационных массивов и вспомогательных структур данных превышал 300 Мб. Рассмотрим отдельные подсистемы, входившие в состав АИПС.


Подсистема ведения информационной базы

Подсистема ведения информационной базы (ВИБ) предназначалась для ввода, хранения и корректировки информационных массивов документов и тезаурусов. Хранение информации было организовано по двухконтурному принципу1. Первый контур предназначался для хранения реквизитов и поисковых образов документов, а также проведения смыслового поиска документов путем формального сравнения поисковых образов документов с поисковыми предписаниями.

1Под контуром понимается уровень свертывания информации.

Справочно-информационный фонд АИПС создавался на основе системы государственного учета нормативных актов. В нем были аккумулированы акты высших органов государственной власти СССР, начиная с 1922 года.

Все поступавшие документы проходили перед вводом в систему предварительную обработку. Сначала документ проходил экспертизу на нормативность. На обработку принимались акты (или их отдельные части) только нормативного характера. Затем документ проходил обработку, в процессе которой на основе обрабатываемого документа готовились вторичные документы.

Каждому акту, поступившему в фонд, присваивался уникальный номер государственной регистрации (НГР), на него заполнялась регистрационная карта (РК). Карта для нормативного акта имела в своем составе следующие графы:
01 Номер государственной регистрации;
02 Дата регистрации;
03 Индексы рубрик;
04 Название (основная тема) акта;
05 Дата принятия;
06 Номер акта;
07 Вид акта;
08 Орган, принявший акт;
09 Источник публикации;
10 Основание для принятия;
11 Акт об утверждении;
12 Дата вступления в силу;
13 Срок действия;
14 Объем акта;
15 Гриф;
16 Измененные, отмененные акты;
17 Изменения акта;
18 Отмена акта;
19 Дата заполнения РК;
20 Должность ответственного лица;
21 Фамилия и.о.;
22 Отметки центра.

При заполнении РК использовались классификаторы видов актов, органов государственной власти, источников опубликования, грифов2. Графа 03 (Индексы рубрик) оформлялась в виде отдельной входной записи.

2В реальности вводились только акты без грифов.

Документ микрофильмировался, адреса микрофиш заносились в РК (22 графа). Микрофиши наряду с фондом текстов нормативных актов образовывали второй контур АИПС.

Для формализованного описания документов системы использовался информационно-поисковый язык дескрипторного типа, имевший в своем составе тезаурус, соответствовавший требованиям ГОСТ 1783-73, и тематический классификатор (рубрикатор). Помимо этого лингвистическое обеспечение АИПС включало:
— классификатор видов нормативных актов;
— классификатор органов, принимавших нормативные акты;
— классификатор источников официального опубликования нормативных актов.
— семантические средства поиска по ключевым словам, индексам рубрик, реквизитам актов или смешанного поиска с выдачей информации с точностью до структурной единицы акта (статьи или пункта).

Документ также разбивался на структурные единицы (СЕ), каждая из которых являлась единицей поиска в АИПС. Иерархия структурных единиц нормативного акта хранилась в базе данных. Для каждой структурной единицы документа готовились входные записи, содержащие его поисковые признаки. К таковым относились, помимо РК, поисковые образы документов (ПОД), индексы рубрик (ИР).

Поисковые образы документов формировались юристом-индексатором по определенной методике в процессе предварительной обработки нормативного акта и содержали ключевые слова, описывающие содержание документа. Первоначально предполагалось, что термины будут браться из тезауруса, но затем было принято решение о свободном индексировании документа (т.е. без оглядки, в случае целесообразности, на тезаурус), и начался стремительный рост словника тезауруса, это привело к тому, что тезаурус (который автоматически пополнялся при вводе документов новыми терминами) стал стремительно увеличиваться в объеме.

Тезаурус для АИПС "Законодательство" был первым результатом, полученным специалистами НЦПИ при разработке АИПС "Законодательство". До начала процесса ввода документов он сдержал около 5 тыс. дескрипторов с отношениями. Затем, когда АИПС "Законодательство" начала наполняться входными документами, новые термины стали поступать в тезаурус из поисковых образов документов. Специальная группа лингвистов занималась установлением связей между терминами3. Но их возможности не позволяли охватить все поступающие термины. В итоге к 1989 году тезаурус содержал около 125 тыс. дескрипторов. Но только около 50 тысяч из них были объединены в дескрипторные статьи и обладали родовидовыми связями. Остальные термины являлись одиночными и никакими связями не обладали. Такое положение, конечно, негативно сказывалось на эффективности поиска.

В то же время роль тезауруса в системе была велика. Он обеспечивал за счет родовидовых связей автоматическое расширение запроса и тем самым повышал полноту поиска документов.

3Родовидовое отношение - семантическое отношение между терминами или понятиями, в которой одно понятие является одной из разновидностей другого. В качестве таковых в системе использовались отношения синонимии, выше/ниже.

Поисковые образы документов являлись основой для формирования инверсного каталога системы. Информация о документе, хранящаяся в первом контуре системы, отражала структуру документа: в ней выделялись сведения, заносимые в поля регистрационной карточки документа. Каждой структурной единице акта приписывались также индексы рубрик тематического рубрикатора (ИР), при этом использовался соответствующий классификатор, готовилась специальная входная запись. При вводе они также заносились в инверсный каталог АИПС.

Основу программного обеспечения АИПС "Законодательство" составлял пакет прикладных программ "Пегас-Д"4, который являлся результатом разработки специалистов Пермского научно-производственного объединения "Парма" Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР. Пакет функционировал в среде ОС ЕС и ППП "КАМА" (программное обеспечение, использовавшееся для организации удаленного теледоступа для вычислительных комплексов на базе ЕС ЭВМ). Работа с программами пакета могла осуществляться как в режиме диалога, ориентированного на подготовленного специалиста (так например, проводился поиск по запросам), так в режиме пакетной обработки. Пакет функционировал на ЭВМ ЕС-1055, являвшейся аналогом американской ЭВМ IBM/360, но произведенной в существовавшей тогда Германской Демократической Республике.

4Основным разработчиком данного пакета был Е.С.Маргулис.

Кроме, упомянутой ЭВМ в АИПС имелся второй вычислительный комплекс, состоящий из французской ЭВМ "Реалите-2000". Основное назначение второго вычислительного комплекса первоначально заключалось в подготовке текстов обновленных материалов актов, помещаемых в Свод законов СССР, для их последующего издания с учетом размещения материала, нумерации страниц и т.п. (см. ниже). Но в процессе разработки АИПС стало понятно, что организация работ по подготовке входных массивов для последующего ввода в АИПС "Законодательство" на ЭВМ "Реалите-2000" будет существенно эффективней, нежели на каких-либо других средствах подготовки данных, доступных в текущих условиях. Это привело к тому, что на ЭВМ "Реалите-2000" были разработаны программные комплексы по подготовке входных данных для АИПС "Законодательство". Программные комплексы обладали "дружественным" интерфейсом для своего времени и позволяли участвовать в процессе подготовки входных записей, как обычному оператору подготовки данных, так и непосредственно неподготовленному в плане работы с компьютером специалисту с юридической подготовкой (в частности при работе с тезаурусом).

Каждый такой программный комплекс давал возможность готовить входные данные и обеспечивать их вывод на магнитную ленту, физически совместимую с ЕС ЭВМ, в формате входных данных для ППП "Пегас-Д". При этом в процессе подготовки данных осуществлялся формально- логический контроль вводимых данных, и на магнитную ленту они уже записывались без ошибок в соответствующем формате для последующей передачи и ввода в массивы АИПС "Законодательство". Тем самым существенно экономилось время для ввода данных в систему. Таким образом, последовательно готовились входные массивы для ввода регистрационных карт акта, индексов рубрик, поисковых образов документов, тезауруса.

Упомянутые ЭВМ вместе с многочисленным периферийным оборудованием, терминалами, устройствами для микрофильмирования, копировальными аппаратами, вентиляционным оборудованием и т.д. составляли техническое обеспечение АИПС.


Подсистемы ретроспективного поиска и избирательного распространения информации

Основное назначение подсистемы ретроспективного поиска (РП) являлось информационно-правовое обслуживание абонентов по разовым запросам. Подсистема могла работать в двух режимах:
режиме пакетной обработки запросов (групповой поиск);
режиме диалога на основе метода телекоммуникационного доступа.

На практике широко использовалась только работа в режиме диалога, когда непосредственно за терминалом работали специально подготовленные юристы и формулировали поисковые предписания во входном формате пакета "Пегас-Д". Работа была сложная и утомительная. По мере накопления опыта эксплуатации формат запросов упрощался (появлялись шаблоны запросов и т.п.), но работа все равно оставалось и кропотливой.

Поисковое предписание могло содержать ключевые слова, текстовые роли, фактографические данные (числа, даты), связанные логическими операциями (И, ИЛИ, НЕ), операторами сравнения текстовых полей.

Обработка запросов в режиме диалога предусматривала возможность исправления и переформулирования запросов, их пошаговую обработку с получением промежуточных результатов, возможность возврата на предыдущие шаги поиска.

Таким образом, программное обеспечение подсистемы позволяло обеспечить выполнение следующих задач:

  • ввод запросов в групповом и диалоговом режимах;
  • синтаксических контроль входного формата запросов;
  • автоматическое разрешение синонимии, зафиксированной в машинном тезаурусе, а также автоматическое расширение запроса, при обработке термина, включенного в запрос, по его отношениям, имеющимся в тезаурусе;
  • проведение поиска и выдачу результатов во всех предусмотренных режимах;
  • получение статистических данных о нормативных актах (об их количестве по видам нормативных актов, помещенным в систему, датам принятия, количестве действующих, измененных и утративших силу актов и т.п.)5

5Поскольку фонд регистрационных карт вводимых документов был продублирован в ЭВМ "Реалите 2000", то данная задача была реализована на ЭВМ "Реалите 2000".

Здесь следует учитывать, что запросы поступали в НЦПИ из высших органов власти и основным правилом выполнения запроса было обеспечение при поиске стопроцентной полноты поиска документов и стопроцентной точности их выдачи (см. формулы ниже), поскольку, учитывая специфику хранимой правовой информации, считалось недопустимым не найти при проведении поиска хоть один документ релевантный запросу. Из теории информационного поиска известно, что эти требования противоречивы. Поэтому результат достигался поэтапно. Сначала юрист, проводящий поиск, формулировал один или несколько запросов таким образом, чтобы была обеспечена необходимая полнота. Затем по результатам работы проводился анализ распечатки полученных документов, все документы, составлявшие "информационный шум" для данного запроса, удалялись из результата, и отредактированный таким образом список документов направлялся автору запроса или для дальнейшего использования.


Для оценки эффективности поиска использовались формулы Клевердона: если
П - полнота поиска информации (полнота найденной по запросу информации);
РВ - количество релевантных (соответствующих теме запроса) документов, выданных системой в результате поиска (актов или структурных единиц актов);
Т - точность поиска информации (точность найденной по запросу информации);
Р - количество релевантных документов (актов или структурных единиц актов) во всем массиве (базе) нормативной правовой информации системы;
В - количество документов (актов или структурных единиц актов), выданных системой в результате поиска по запросу,
то тогда П = РВ / Р;   Т = РВ / В,

На основе приведенных формул в НЦПИ была разработана методика и проведен эксперимент по оценке эффективности поиска правовой информации в АИПС6. В основе эксперимента — сопоставление ответов, полученных при поиске в АИСПС, с ответами, заранее подготовленными (эталонное ответы) специалистами по ручным картотекам нормативных правовых актов Министерства юстиции СССР и Юридического отдела Совета Министров СССР. Кроме того, проводились сравнительные поиски в АИСПС и ручных картотеках нормативных правовых актов по запросам, подготовленным независимыми экспертами.

6Копылов В.А. Проблемы семантической обработки информации (на примере АИПС-законодательство) // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. No.30. М., 1985.

Получены усредненные показатели поиска: П = 81%, Т = 72% по 321 запросу7. Подобные результаты можно было бы считать удовлетворительными для большинства АИС, но для информации о нормативных правовых актах они низкие, особенно полнота поиска. Поэтому и применялся анализ результатов и выбраковка актов, составлявших "информационный шум", при обеспечении надлежащей полноты поиска.

7Копылов В.А. Информационное право: Вопросы теории и практики. - М.: Юристъ, 2002

Теми же программными средствами, что и подсистема ретроспективного поиска, была реализована подсистема избирательного распространения информации (ИРИ). Подсистема была предназначена для регулярного оповещения абонентов системы по их постоянно действующим запросам на основе новых поступлений документов в информационную базу системы. Предполагалась, что с периодичностью не реже двух раз в месяц система будет предоставлять своим абонентам сведения о новых поступлениях нормативных актов в информационную базу АИПС.


Подсистемы тиражирования информационных массивов, редакционно-издательских работ, выдачи копий документов

Подсистема тиражирования информационных массивов (ТИМ) предназначалась для тиражирования разделов информационной базы системы (документов, тезауруса) для использования в других информационных центрах (АИПС)8. Подсистема должна была функционировать в режимах начального тиражирования информационных массивов и текущего тиражирования.

В режиме начального тиражирования абонент системы должен был получить полный массив документов тиражируемого раздела, тезаурус раздела. Кроме того при необходимости абоненту должна была предоставляться эксплуатационная документация по системе, включая инструктивно-методические материалы по подсистемам ВИБ, ИРИ, РП и соответствующее необходимое программное обеспечение.

8 Эту подсистему можно считать предвозвестником технологии распространения и обновления справочных правовых систем, используемых в настоящее время ("КонсультантПлюс", "Гарант", "Кодекс", ЮСИС и т.п.).

В режиме текущего тиражирования, которое должно было производиться периодически, абонент должен был получать пополнение массива документов, а также обновлений для уже представленных ранее документов и тезауруса. Тиражирование предоставляемых файлов должно было проводиться с использованием магнитных лент. Соответствующие тексты актов должны были предоставляться на микрофишах. Было подготовлено соответствующее программное обеспечение, отработана приемлемая технология. Но ввиду уникальности разработанной системы реализация осуществлена не была.

Подсистема редакционно-издательских работ (РИР) предназначалась для оперативной подготовки и выпуска информационных изданий по поступившим документам, перечней документов, измененных или признанных утратившими силу.

Подсистема выдачи копий документов (ВКД) предназначалась для осуществления адресного поиска информации во втором контуре системы и выдачи копий документов на микрофишах или на бумаге.

Подсистема планирования, контроля и управления предназначалась для управления работой подсистем, имеющихся в АИПС. Она должна была осуществлять ведение общесистемных каталогов (абонентов, разделов), учет обращений абонентов к системе, планирование работы всех подсистем АИПС, управление работой подсистем АИПС, сбор и выдачу статистических сведений о работе системы.


Подсистема "Свод законов СССР"

Автономно решалась задача подготовки издания обновленных материалов Свода Законов СССР. Практически это была самостоятельная система, включенная в АИПС по организационным причинам. В рамках этой подсистемы осуществлялась подготовка текстов обновленных материалов актов, помещаемых в Свод законов СССР, для их последующего издания с учетом размещения материала, нумерации страниц и т.п.

Задача была реализована на французской ЭВМ "Реалите-2000", которая обладала объемом оперативной памяти 1 Мб, тактовой частотой процессора 10 Мгц и тремя стационарными жесткими дисками, емкостью по 50 Мб. ЭВМ работала под управлением операционной системы Pick, основной особенностью которой являлась встроенная СУБД Access9, которая позволяла быстро проектировать базы данных. Каждая запись базы данных имела ключ записи и поля-атрибуты, атрибуты, в свою очередь, могли иметь значения, а последние - подзначения. Такое отклонение от канонов реляционных СУБД существенно увеличивало возможности программирования. Кроме того, в системе был встроенный редактор, который позволял вносить изменения в тексты, хранящиеся в ЭВМ.

9Это не тот Access, входящий ныне в MS Office.

В качестве языка программирования на ЭВМ "Реалите-2000" использовался язык Basic со встроенными возможностями использования СУБД Access. Особенностью языка было то, что он позволял работать со структурированными данными. Работа пользователей с данной ЭВМ осуществлялась в диалоговом режиме с 28 видеотерминалов.

В приобретенной системе было разработано программное обеспечение и отработана технология, позволяющие подготовить для издания первоначальный массив текстов нормативных правовых актов (или извлечений из них), включенных в тома Свода законов СССР, и наладить подготовку их последующих изменений для переиздания страниц, требующих исправления.

 

Ветров А.Г. Основные проектные решения АИПС-"Законодательство" первой отечественной справочной правовой системы. // Правовой мониторинг. Выпуск 11 "История и развитие правовой информатизации". - М.: ФГУ НЦПИ при Минюсте России, 2010. С.12-17.

Об авторе: Ветров Александр Григорьевич, к.ф.-м.н., с.н.с., доцент, в 1978 - 1989 гг. занимался разработкой проектных решений в НЦПИ на ЭВМ "Реалите-2000". В настоящее время начальник отдела систематизации законодательства Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

Статья размещена автором на сайте www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей
 


П|р|о|д|о|л|ж|е|н|и|е ►



Copyright ©
2000-2022
Web-and-Press


webadmin@glossary.ru