Стартовая страница G l o s s a r y   C o m m a n d e r

Служба тематических толковых словарей

glossary.ru
park.glossary.ru
Служебная библиотека
 н а  п р а в а х  р е к л а м ы 

 Чтение: 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | 6  | 7  | 8  | 9  | 10  | 11  | 12  | 13  | 14  | 15  | 16  | 17  | 18
 

Типовая магистерская программа "Прикладные Интернет-технологии" по направлению 010500 - "Прикладная математика и информатика"

Серьезное
чтение
на glossary.ru
точная ссылка

Введение в специализацию

Целью специализации "Прикладные Интернет-технологии" является обучение высококвалифицированных специалистов-исследователей, подготовленных к использованию и развитию наукоемких технологий в динамично развивающей области проектирования и разработки современных веб-систем.

Обучение в магистратуре, предполагает, что студенты изучают:

  • математические и гуманитарные дисциплины общие для всех [университетских] программ по направлению "Прикладная математика и информатика"; а также
  • дисциплины специализации по программе "Прикладные Интернет-технологии".

Соотношение общих и специальных дисциплин показано в Типовом учебном плане. В настоящей Программе раскрывается содержание дисциплин специализации так, как это представля-ется из 2007 года. Адаптация Программы для нужд конкретного обучения может привести к перекомпоновке специальных дисциплин и, возможно, к появлению новых дисциплин.

В рамках специализации студенты изучают курсы по организации, планированию, разработке, продвижению и поддержке веб-ресурсов. Кроме того, студенты изучают основные языки веб-программирования, Java- и .NET-технологии, технологии компьютерной безопасности и методы защиты информации. Особое внимание уделяется вопросам алгоритмической поддержки новых задач, возникающих в процессе развития сети Интернет.

В результате обучения предполагается подготовка специалистов высокого класса:

  • обладающих фундаментальным математическим образованием, развитым системным мышлением;
  • владеющих современными Интернет-технологиями; и
  • способными решать нетривиальные сетевые задачи.

Студенты, приступающие к обучению по Программе, должны:

  • владеть основными понятиями технологий программирования, в том числе, объектно-ориентированного программирования;
  • знать принципы построения операционных систем;
  • иметь навыки практического программирования и/или администрирования программных систем.

Окончившие специальность магистры могут работать:

  • в научно-исследовательских центрах и центрах высоких технологий;
  • в IT-компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения и комплексных программных решений на основе наукоемких информационных технологий;
  • в органах управления, на предприятиях, в банках, фирмах;
  • в высших, средних, средних специальных учебных заведениях и других организациях системы образования.

Типовой учебный план магистерской Программы (часть 1/2)
 
Дисциплина (курс) 1 семестр 2 семестр
Ч/н   Ч/н  
Непрерывные математические модели 2 экз    
Дискретные и вероятностные модели     2 экз
Объектно-ориентированные языки и системы программирования 2 экз    
Современные операционные системы     2 экз
Иностранный язык 4 зач 4 экз
Современная философия и методология науки 2 зач 2 экз
Дисциплина по выбору студента 2 экз 2 экз
 go  * Веб-ресурсы 2 экз    
 go  * Язык гипертекстовой разметки HTML 2 экз    
 go  * Веб-дизайн     2 з/оц
 go  * Интернет-приложения     2 экз
 go  * Протоколы Интернет     2 экз
Спецсеминар 2 зач 2 зач
Курсовая работа     оценка
Итого часов 18   20  
Итого зачетов   3   2
Итого экзаменов   5   7
Здесь:   - ч/н - количество учебных часов в неделю;
  - звездочкой отмечены дисциплины специализации, содержание которых раскрывается подробно.

Типовой учебный план магистерской Программы (часть 2/2)
 
Дисциплина (курс) 3 семестр 4 семестр
Ч/н   Ч/н  
Оптимизация и численные методы 2 экз    
Сетевые технологии 2 экз    
История и методология прикладной математики 2 экз    
 go  * Управление проектами
(дополнительные главы)
2 экз    
 go  * Технологии конструирования
Интернет-приложений
2 экз    
 go  * Защита информации в сети Интернет 2 экз    
 go  * Веб-серверы 2 экз    
 go  * Веб-сервисы     2 экз
 go  * Менеджмент Интернет-проектов     2 экз
 go  * Алгоритмическая поддержка
Интернет-технологий
    2 экз
Дисциплина по выбору студента 2 экз 2 экз
Спецсеминар 2 зач 2 зач
Курсовая работа оценка    
Итого часов 18   10  
Итого зачетов   2   1
Итого экзаменов   7   4
Защита магистерской диссертации     оценка
Госэкзамен по направлению     оценка
Здесь:   - ч/н - количество учебных часов в неделю;
  - звездочкой отмечены дисциплины специализации, содержание которых раскрывается подробно.

Методические аспекты специализации

По каждой дисциплине специализации "Прикладные Интернет-технологии" создается веб-страница, рассчитанная на активное участие студентов и выпускников в образовательном процессе. Обязательными разделами веб-страницы являются:
1. Программа курса
2. Методические материалы по курсу
3. Понятийный аппарат курса (глоссарий)
4. Вопросы для самоконтроля
5. Список рекомендуемой литературы и веб-источников
6. Экзаменационные вопросы
7. Исследовательские темы
8. Студенческие работы
9. Форум

Для повышения качества образовательной программы предлагаются:
-1- стажировки и курсы повышения квалификации ведущих преподавателей;
-2- ежегодное обязательное обновление материала курса на 10 процентов;
-3- ежегодное обсуждения курса на методическом совете;
-4- опросы студентов.

Наибольшие сложности в систематическом преподавании Интернет-технологий связаны с необходимостью преодолеть последствия стихийного освоения студентами "бытового Интернета" с его терминологическим хаосом и, зачастую, с его "воинствующим невежеством". Учитывая это обстоятельство, в Академическом глоссарии Программы приводятся "нулевые версии" определений для ключевых терминов сети Интернет. В глоссарий вошли термины, которые существенно используются в Программе. При этом термины "Информация", "Информа-ционные ресурсы", "Документ" и "Электронный документ" считаются предопределенными.

Практические занятия, предлагаемые студентам, ориентированы на закрепление теоретических знаний и приобретение навыков работы в сети Интернет. Практические занятия проводятся под непосредственным контролем преподавателя и позволяют оперативно получать информацию об уровне усвоения учебного материала. Отдельные практические занятия могут занимать достаточно продолжительное время и, с этой точки зрения, их можно рассматривать как лабораторные или курсовые работы.

Академический глоссарий базовых понятий Интернета

Веб-контент
- совокупность информационных материалов и/или прикладных интерфейсов, представленных в сети Интернет для удовлетворения потребностей пользователей. Здесь:
  • под информационными материалами понимаются словесные тексты, картинки и мультимедийные произведения;
  • под прикладными интерфейсами - гиперссылки и формы задания аргументов для запуска прикладных процессов;
  • потребности пользователей подразделяются на информационные потребности и потребности в общении.
Веб-дизайн
- внешнее оформление веб-контента с целью придания ему индивидуального и разумного устройства, устройства привлекательного и удобного для пользователей.
Веб-ресурсы
- информационные ресурсы, доступные в сети Интернет.
Веб-сайт
- самостоятельная единица веб-ресурсов:
  • реализующая определенную цель;
  • реализованная в рамках конкретного контекста; и
  • принадлежащая одному владельцу, отвечающему за существование и развитие этой единицы.
Обычно веб-сайт:
  • состоит из некоторого количества веб-страниц, объединенных веб-дизайном и навигационными ссылками; и
  • имеет одну или несколько веб-страниц, выделенных в качестве главных.
Веб-документ
- предъявляемый веб-сайтом электронный документ:
  • имеющий вполне определенное заглавие; или
  • отвечающий на заданный запрос.
Часто веб-документ представляет собой совокупность веб-страниц, объединенных локальной системой навигационных ссылок, увязывающей веб-страницы в единое целое. Иногда веб-документ представляется в виде html-страницы c фреймами или в виде архива файлов. По способу порождения различают:
  • веб-документы, представленные заранее подготовленными статическими веб-страницами; и
  • веб-документы, построенные прикладным процессом в ответ на запрос пользователя.
Веб-страница
- порция информации:
  • однозначно определяемая в сети Интернет адресом URL;
  • оформленная в соответствии с одним из общепризнанных форматов: html, txt, pdf, doc, gif, zip и др.
Обычно веб-страница запрашивается браузером и интерпретируется в соответствии с ее форматом.
html-страница
- веб-страница, оформленная в соответствии с требованиями языка HTML.
URL
- адрес веб-страницы в сети Интернет; строка символов вида <протокол>://<д.имя>:<порт>/<путь>?<параметры>#<якорь>, (в общем случае) состоящая:
  • из названия протокола: http, https, ftp и др.;
  • из доменного имени или IP-адреса;
  • из номера порта;
  • из локального пути на сервере;
  • из списка параметров;
  • из якоря.
Гиперссылка
- фрагмент веб-страницы, который:
  • внешне представляется в виде текста или графического изображения; и
  • задает адрес URL некоторой [другой] веб-страницы.
Браузер позволяет пользователям активизировать гиперссылку для перехода на веб-страницу с заданным адресом URL.
Навигационная ссылка
- гиперссылка:
  • задающая адрес URL некоторой веб-страницы того же веб-сайта; и
  • расположенная в навигационной области веб-страницы.
Навигационная область веб-страницы
- область веб-страницы:
  • повторяющаяся во всех или во многих веб-страницах сайта; и
  • содержащая определенный набор гиперссылок.
Карта сайта
- веб-страница, основное содержание которой составляет множество навигационных ссылок веб-сайта, структури-рованное в соответствии с логикой сайта. Обычно карта сайта представляет в наглядном виде многоуровневое соподчинение веб-страниц или веб-документов.
 

Дисциплина

Веб-ресурсы

Курс является обязательным,
читается в первом семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Веб-ресурсы" состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное научное представление о сети Интернет, ее ресурсах, возможностях и технологиях. Понятийный аппарат, введенный в этом курсе, должен покрывать потребности в базовых понятиях всех остальных курсов специализации. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • сеть Интернет; руководящие органы Интернет: ISOC, IETF, IRTF, IAB, W3C;
  • стандарты Интернет;
  • веб-ресурсы, веб-контент;
  • языки описания информационных ресурсов:
    • метазык SGML как средство порождения языков разметки;
    • язык HTML;
    • расширяемый язык XML;
  • веб-серверы и клиентские приложения:
    • потоколы http, ftp, smtp;
    • браузеры;
    • почтовые программы и др.;
  • доменная система имен;
  • виды браузеров: Internet Explorer, Mozilla FireFox, Netscape, Opera, Neoplanet, WebTV, Cello, Mosaic, Amaya;
  • настройка браузера;
  • процесс взаимодействия сервера и клиента;
  • веб-сайты:
    • веб-страницы;
    • главная страница сайта, ее типичная структура:
      • название, логотип, навигационное меню;
      • основные и второстепенные данные;
    • html-страницы;
    • архитектура веб-сайта;
    • структурные элементы сайтов:
      • информация о владельце, помощь, поиск, карта сайта;
      • средства обратной связи с посетителями:
        • гостевая книга,
        • форумы и опросы;
        • подписка на новости;
        • регистрация пользователей и клиентов;
      • каталог товаров/услуг, прайс-лист;
  • статические и динамические HTML-страницы:
    • активные html-страницы;
    • сценарии для реализации динамических страниц;
    • cookes;
    • понятие о SSI, PHP, ASP, Java и JavaScript;
  • типы веб-ресурсов:
    • сайты-презентации;
    • корпоративные сайты;
    • службы общения IRC, MUD, MOO, программа ICQ;
    • информационные веб-ресурсы:
      • проблемно-ориентированные банки данных:
        • банки данных нуклеотидных и аминокислотных последовательностей;
        • банки данных пространственной структуры молекул;
        • геномные банки данных и др.;
      • веб-порталы:
        • корпоративные веб-порталы;
      • виртуальные витрины;
      • торговые сайты;
      • полнофункциональные виртуальные магазины;
      • социальные сети;
      • веб-сервисы;
  • средства поиска информации:
    • каталоги и поисковые машины;
    • языки запросов:
      • логические операторы;
      • операторы расстояния;
      • операторы учета особенностей естественного языка;
  • методы информационного поиска, типология методов поиска;
  • жизненный цикл веб-ресурса;
  • целевая аудитория веб-ресурса, статистика посещения, модель типичного посетителя, анкета посетителя;
  • администрирование веб-ресурсов:
    • публикация данных;
    • система администрирования веб-ресурса;
    • интерфейс администрирования веб-ресурса;
    • системы управления контентом (CMS):
      • управление инфраструктурой и информационным наполнением ресурса;
      • архитектура и элементы системы управления контентом;
  • законодательное регулирование Интернета;
  • правовые аспекты размещения информации в Интернете и использования информации из Интернета;
  • Интернет как средство ведения информационных войн;
  • корпоративные Интранет-сети.
Практическое занятие No.1.
Установка и настройка браузера
Практическое занятие No.2
Сравнение браузеров IE и FireFox
Практическое занятие No.3
Использование FTP с помощью веб-браузера
Практическое занятие No.4
Настройка и использование FTP-клиентов
Практическое занятие No.5.
Настройка почтового клиента
Практическое занятие No.6.
Поиск информации в Интернет c использованием языка запросов
Практическое занятие No.7.
Публикация сайта в Интернет; регистрация сайта в поисковых системах

Библиографический список

1. Основы Web-технологий/ П.Б.Храмцов, С.А.Брик, А.М.Русак, А.И.Сурин. Под ред. П.Б.Храмцова.- М.: ИНТУИТ.РУ "Интернет-Университет Информационных технологий", 2003. - 512с.

2. Федеральный закон Российской Федерации о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. 28 июля 2004г.

3. Англо-русский толковый словарь по Интернет: более 2000 терминов. Минск, 2000.

4. Волковский Н.Л. История информационных войн (в 2-х частях). СПб.: Полигон, 2003.

5. Крупник А. Б. Поиск в Интернете. СПб., 2003.

6. Лясин А.С. Как создать портал в Internet: Основы использования web-технологий. М., 2003.

7. Серго А.Г. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. - 272с.

8. Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. СПб.: БХВ-Петербург, 2000. - 288с.

9. Правовые аспекты использования Интернет-технологий / под ред. А.С. Кемрадж, Д.В.Головерова. - М.: Книжный мир, 2002. - 410с.

10. Гусев B.C. Google - эффективный поиск. Краткое руководcтво. М.: Диалектика, 2006. - 240с.

11. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: учебный курс. СПб: Питер, 2002. - 480с.  

Дисциплина

Язык гипертекстовой разметки HTML

Курс является обязательным,
читается в первом семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Язык гипертекстовой разметки HTML" состоит в том, чтобы сформировать у студентов понятие об основном языке оформления веб-ресурсов, научить создавать html-страницы, познакомить с инструментальными средствами разработки статических html-страниц. В курсе излагаются вопросы реализации и использования языков разметки SGML, HTML и XML. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • структура и стиль html-страниц;
  • понятие тега, виды тегов;
  • структура тегов языка HTML;
  • форматирование html-страниц:
    • базовая разметка;
    • таблицы;
    • списки;
    • формы;
    • фреймы;
  • основные теги форматирования текста: B, I, H1-H6, BR, P, FONT и др.;
  • гипертекстовые ссылки:
    • адрес URL html-страницы;
    • формат URL;
    • параметры тега A;
    • внешние и внутренние ссылки;
    • абсолютные и относительные URL;
  • структура мета-тегов;
  • описание html-страницы, тег META;
  • внешние параметры html-страницы;
  • цветовые спецификации языка HTML;
  • использование шрифтов и специальных символов html-странице;
  • графика в html-странице:
    • основные типы графических файлов;
    • параметры тега IMG;
    • размещение иллюстраций и обтекание текста;
    • методы интеграции изображений;
    • фрагментация изображений;
    • принципы создания GIF-анимации;
    • ускорение загрузки графики;
  • таблицы для структурирования html-страниц:
    • построение таблицы;
    • параметры тегов TABLE, TR, TD;
    • способы задания размеров таблиц;
    • расчет размеров таблицы;
  • многооконные html-страницы, фреймы в HTML:
    • разбиение окна браузера на фреймы;
    • описание фрейма;
    • взаимодействие фреймов;
    • проблемы фреймовой организации веб-страниц;
  • передача данных на сервер, формы в HTML:
    • элементы форм;
    • правила работы с формами;
  • основные принципы каскадных таблиц стилей;
  • понятие события;
  • активные html-страницы:
    • приемы и технологии создания активного контента;
    • Document Object Model (DOM) как основа построения активного контента;
    • cредства HTML для включение активных элементов;
    • разработка активных документов:
    • языки Java и JavaScript;
    • технологии ActiveX;
  • инструментальные средства верстки html-страниц:
    • браузеры и валидаторы;
    • MS FrontPage;
    • специализированные HTML-редакторы: SNK-HTMLPad, Macromedia DreamWeaver и др.
Практическое занятие No.1.
Создание html-страницы, содержащей форматированный текст.
Практическое занятие No.2.
Создание html-страницы, cодержащей графические изображения и таблицы.
Практическое занятие No.3.
Создание html-страницы, содержащей фреймы.
Практическое занятие No.4.
Создание html-страницы, содержащей формы.
Практическое занятие No.5.
Создание html-страницы с помощью MS FrontPage.
Практическое занятие No.6.
Создание html-страниц с помощью специализированного HTML-редактора.

Библиографический список

1. Гончаров А. Самоучитель HTML. - СПб.: Питер, 2001. -240с.

2. Шапошников И.В. Самоучитель HTML 4.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 288 с.

3. Матросов А.В., Сергеев А.О., Чаунин М.П., HTML 4.0. СПб.: БХВ - Санкт-Перербург, 2005. - 672с.

4. Полонская Е.Л. Язык HTML. СПб.: Диалектика, 2003. - 320c. (серия "Самоучитель")

5. Сергеев А.П. HTML и XML. Профессиональная работа. СПб.: Диалектика, 2004. - 800c.

6. Хольцшлаг Э. Использование HTML 4. М.: Вильямс, 2000.

7. Будилов В.А. Java Script XML объектная модель документа. М.: Наука и техника, 2001. - 352с.

8. Овчинников С.М. XML: Язык форматирования документов WWW. М.: Майор, 2001.

9. Макинтош Дж., Эрик Т.Р. Perl XML. Библиотека программиста. СПб.: Питер, 2003.

10. Хабибуллин И.Ш. Самоучитель XML. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2003.

11. RFC 1738 - Uniform Resource Locators (URL). http://www.faqs.org/rfcs/rfc1738.html

12. Хольцнер С. HTML: Руководство разработчика. Киев: BHV, 2000. - 397с.  

Дисциплина

Веб-дизайн

Курс является обязательным,
читается во втором семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Веб-дизайн" состоит в том, чтобы сформировать у студентов понимание современной технологии конструирования веб-сайтов, а также научить практическим приемам веб-дизайна. Значительное внимание в курсе уделяется инструментальным средствам веб-дизайна и технологии каскадных таблиц стилей. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • структурные компоненты веб-сайта: контент, навигация, художественное оформление, логические форматы документов, сброщик веб-страниц;
  • этапы разработки веб-сайтов;
  • модели навигации веб-сайтов:
    • навигационные меню;
    • сквозные маршруты;
    • карты сайтов;
    • текстовая навигация
    • каталоги;
    • пейджинг;
  • информационные модели веб-сайтов;
  • принципы дизайна, теории цвета и композиции:
    • эргономика веб-сайта;
    • пространственные отношения: размер, пропорции, размещение, плотность;
    • форма: прямые, прямоугольники, круги и закругления;
    • цвет: главные цвета, восприятие цвета, сочетаемость цветов, текст и фон;
    • текстуры: плоский цвет, геометрические текстуры, пиксельные текстуры, фотографические текстуры, патериальные текстуры;
    • шрифт и текст: элементы шрифта, гарнитура, виды начертаний, подбор шрифтов;
  • стандарты верстки, модульная сетка:
    • выбор дизайна сайта;
    • определение фиксированных и свободных (процентных) фрагментов страницы;
    • адаптация дизайна к режиму отключенной графики;
  • корпоративный стиль: основные элементы и объекты;
  • особенности дизайна веб-страниц в зависимости от типа веб-ресурса;
  • каскадные таблицы стилей (CSS):
    • спецификация CSS;
    • создание стилей и классов;
    • принципы каскадирования и принципы группировки;
    • стили и их атрибуты;
    • возможности CSS:
      • создание слоев;
      • работа со слоями;
      • использование классов;
    • поддержка CSS браузерами;
  • инструменты для верстки и обработки графики: Adobe PhotoShop, CorelDraw;
  • технология Flash:
    • рисование во Flash MX 2004;
    • создание Flash-анимации;
    • создание презентаций;
    • интерактивность;
    • обмен данными во Flash;
    • Flash и HTML;
    • программная анимация;
    • объектно-ориентированное программирование во Flash;
  • редакторы верстки html-страниц;
  • дизайн пиктограмм;
  • редизайн веб-сайтов;
  • публикация сайта в сети Интернет:
    • рекламная кампания;
    • оптимизации сайта для поисковых систем (SEO);
    • оценка эффективности работы веб-сайта.
Практическое занятие No.1.
Разработка многостраничной структуры сайта.
Практическое занятие No.2.
Создание стилей для оформления текста, ссылок, списков и элемен-тов формы.
Практическое занятие No.3.
Создание текста с тенью при помощи слоев, формирование отдельного стилевого файла.
Практическое занятие No.4.
Создание и редактирование векторных изображений.
Практическое занятие No.5.
Создание и редактирование растровых изображений; создание кнопок для html-страниц.
Практическое занятие No.6.
Обработка фотоизображений для включения в html-страницы.
Практическое занятие No.7.
Создание баннеров.
Практическое занятие No.8.
Оптимизация веб-сайта для поисковых систем.

Библиографический список

1. Кирсанов Д.. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. М.: Символ, 2006.

2. Петюшкин А. HTML в Web-дизайне. СПб.: BHV-Петер-бург, 2004. - 400с. (серия "Профессиональное программирование")

3. Пауэлл Т. Web-дизайн. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 1072с.

4. Холмогоров В. Основы Web-мастерства. - СПб: Питер, 2001.- 352с.

5. Гультяев А.К. Web-дизайн от Macromedia: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2001.- 480с.

6. Усенков Д. Уроки Web-мастера. - М.: Лаборатория Базо-вых Знаний, 2001.- 432с.

7. Шафран Э. Создание Web-страниц: самоучитель.- СПб: Питер, 2000. - 320с.

8. Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. - СПб: Символ-Плюс, 2000. - 512с.

9. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. - М.: СПб.: Питер, 2002. - 736с.

10. Алексеев А.П., Скоромная О.Б., Сухова Е.Н. Графи-ческий редактор Adobe Photoshop. - Самара: ПГАТИ, 2004. - 32с.

11. Мейер Э. CSS - каскадные таблицы стилей. М.: Символ, 2006.

12. Ларсон М.А. Создание Web-страниц с помощью Microsoft Office. М.: Бином, 1998.

13. Ланг К., Чоу Дж. Публикация данных в Интернете. СПб.: Символ-Плюс, Невский Диалект, 1998. - 475с.

14. Вин Дж. Искусство Web-дизайна: Самоучитель, СПб.: Питер, 2002. - 218с.

15. Дунаев В.В , Дунаев В.В. Графика для Web. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 639с.

16. Жаринов К.В. Основы веб-мастеринга. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.-348с.

17. Лапин П. Flash MX СПб.: Питер, 2003. - 366с.

18. Каллихан С. CSS: от простого к сложному с примерами и готовыми решениями. М.: НТ Пресс, 2007. - 386c. (серия "Энциклопедии")  

Дисциплина

Протоколы Интернет

Курс является обязательным,
читается во втором семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Протоколы Интернет", состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о семействе протоколов TCP/IP, о программах-клиентах и программах-серверах, о командах протоколов, о сетевых пакетах и их форматах. Вторая задача дисциплины состоит в том, чтобы научить студентов приемам работы системного администратора. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • передача данных:
    • теоретические основы передачи данных:
      • преобразование, кодировка и передача информации;
      • передача сигналов по линиям связи;
    • обзор технологий передачи данных, кабельные, оптоволоконные, беспроводные каналы передачи данных;
  • принципы действия сетевых протоколов;
  • обзор семейства протоколов TCP/IP:
    • уровень сетевого интерфейса;
    • уровень межсетевого интерфейса;
    • транспортный уровень;
    • уровень приложений/процессов;
  • протоколы сетевого уровня:
    • протоколы Ethernet, FDD, ATM;
    • протокол PPP:
      • протокол SLIP;
      • протокол CSLIP;
  • протоколы межсетевого уровня:
    • протокол IP: IPv4 и IPv6;
    • сетевые пакеты:
      • маршрутизация пакетов;
      • алгоритмы маршрутизации:
        • маршрутизация по вектору расстояний;
        • маршрутизация с учетом состояния линий;
        • иерархическая маршрутизация;
      • протоколы маршрутизации: RIP, OSPF, IGRP, EGP, BGP, DVMRP;
      • адресация в TCP/IP;
    • протокол адресации ARP/RARP;
    • протокол ICMP;
  • протоколы транспортного уровня:
    • сокеты;
    • протокол TCP;
    • протокол UDP;
  • протоколы уровня приложений:
    • протоколы доступа к удаленным компьютерам:
      • протокол Telnet:
        • команды Telnet;
        • Telnet-серверы и Telnet-клиенты;
        • Telnet и безопасность;
      • протокол SSH;
    • протокол передачи файлов FTP:
      • модель протокола;
      • представление данных;
      • команды FTP;
      • восстановление при ошибках;
    • протоколы электронной почты:
      • протокол SMTP обмена почтовыми сообщениями, дисциплина работы и команды SMTP;
      • протоколы POP3 и IMAP доступа к базовому почтовому серверу, команды протоколов;
      • формат почтовых сообщений;
      • стандарт MIME;
    • протокол AppleTalk;
    • протокол NetBIOS;
    • протокол передачи новостей NNTP, основные команды;
    • протокол HTTP:
      • формат сообщений протокола HTTP:
        • поля заголовков HTTP-сообщений;
        • анализ полей заголовка сообщения;
      • команды: GET, HEAD, POST и др.;
      • коды состояния:
        • категории кодов состояния;
      • взаимодействие с proxy-серверами;
      • поддержка сессий и механизм cookies;
      • протокол HTTP 1.1;
    • DHCP-протокол: DHCP-сервер и DHCP-клиент;
    • система доменов и распределенная база данных DNS;
    • протоколы управления и контроля сетевых компонентов SNMP;
    • протокол беспроводного доступа WAP:
      • WAP-серверы;
      • WAP-браузеры;
      • WAP-эмуляторы;
      • WAP-ресурсы;
    • сетевой протокол времени NTP;
    • сетевая файловая система NFS.
Практическое занятие No.1.
Доступ к удаленному компьютеру по протоколу Telnet.
Практическое занятие No.2.
Тестирование соединений в сети.
Практическое занятие No.3.
Сбор и анализ информации о входящем/исходящем сетевом трафике с помощью программы Wireshark.
Практическое занятие No.4.
Установка и авторизация DHCP-сервера; настройка DHCP-сервера
Практическое занятие No.5.
Установка и авторизация DNS-сервера; поддержка DNS-сервера.
Практическое занятие No.6.
Конфигурирование основных параметров IP-маршрутизатора.

Библиографический список

1. Стахнов А.А. Сетевое администрирование Linux. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 480c.

2. Золотов С. Протоколы Internet. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1998.

3. Семенов Ю.А. Протоколы Интернет. М.: Горячая линия - Телеком, 2005. (серия "Сети и сетевые технологии")

4. Семенов Ю.А. Телекоммуникационные системы и сети. http://book.itep.ru

5. Филимонов А. Протоколы Интернета. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 528c. (серия "Мастер систем")

6. Хьельм Й. Интернет на мобильном телефоне. Пер с англ. - М.: Мир, 2001. - 427с.

7. Найк Д. Стандарты и протоколы Интернета. М., 1999. - 384с.

8. Принципы маршрутизации в Internet. М., 2001. - 404с.

9. Столингс В. Современные компьютерные сети. СПб.: Питер, 2003 - 783с.

10. Танненбаум Э. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2005. - 992с.  

Дисциплина

Интернет-приложения

Курс является обязательным,
читается во втором семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Интернет-приложения", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными подходами, приемами и методами реализации в сети Интернет прикладных проектов в различных областях человеческой деятельности. В качестве основного приема обучения используется метод сопоставления. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • электронная торговля и электронный бизнес:
    • модели B2B, B2С и B2G;
    • продажа продукции через Интернет;
    • продажа услуг через Интернет;
    • организация бизнеса по принципу обратной связи;
    • поведение посетителей в виртуальных магазинах:
      • классификации посетителей;
      • типы поведения;
      • мотивация;
    • платежные системы, схемы электронных платежей;
  • концепция маркетинга в сети Интернет;
  • Интернет-банкинг;
  • Интернет-реклама:
    • виды Интернет-рекламы;
    • рекламные носители;
    • баннеры и их стандарты;
    • службы баннерного обмена;
    • системы контекстной рекламы;
    • рассылки и спам;
    • оценка эффективности Интернет-рекламы;
  • электронные библиотеки;
  • виртуальные музеи;
  • сетевые средства массовой информации;
  • политические коммуникации в сети Интернет;
  • PR в сети Интернет;
  • дистанционное обучение в сети Интернет:
    • типы и особенности учебно-методических материалов;
    • компьютерные технологии контроля знаний;
    • семейство стандартов SCORM стандартизирующей организации ADL;
    • спецификация CMI комитета AICC;
    • стандарты консорциума IMS;
  • использование сети Интернет в политическом процессе:
    • функции информации в осуществлении властных полномочий;
    • использование информационных технологий в выборах;
    • лоббирование с использованием информационных технологий.

Библиографический список

1. Закарян И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 256c. (серия "Интернет")

2. Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 256c. (серия "Интернет")

3. Хейг М. Основы электронного бизнеса. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Серго А.Г. Интернет и право. М., 2003.

5. Афонина С. Электронные деньги. СПб.: Питер, 2001.

6. Гуров В.В. Интернет для бизнеса. М., 1997.

7. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов /Г.А.Титоренко, Г.Л.Макарова, Д.М.Дайитбегов и др. Под ред. проф. Г.А.Титоренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 335с.

8. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. М.: ИНФРА-М, 2001. - 158с.

9. Петюшкин А.В. Основы баннерной рекламы. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 464с.

10. Скотт Х. Администрирование Web-сервера Apache и руководство по электронной коммерции. М.: Вильямс, 2001.  

Дисциплина

Управление проектами (дополнительные главы)

Курс является обязательным,
читается в третьем семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Управление проектами (дополнительные главы)", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными подходами, приемами и методами управления разработкой отдельных Интернет-проектов. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • основы управления проектами:
    • основные понятия управления проектами:
      • проект, управление проектами, жизненный цикл проекта, участники проекта;
      • виды организационных структур управления: функциональная, матричная, проектная;
      • критерии выбора структуры управления проектом;
      • роль, задачи и функции менеджера проекта;
      • команда управления проектом;
      • взаимодействие проектных и функциональных руководителей;
  • процессы управления проектами:
    • инициация:
      • критерии и методы выбора проектов;
      • процедуры запуска проектов;
      • устав проекта, требования и содержание;
    • планирование:
      • планирование содержания проекта;
      • констатация целей;
      • иерархические структуры работ;
      • иерархические структуры ресурсов;
      • взаимосвязи операций, виды взаимосвязей;
      • сетевая модель;
      • назначение ресурсов;
      • методы составления расписания:
        • метод критического пути;
        • составление расписания с учетом ограничений по ресурсам;
      • разработка плана проекта;
      • графические представления проектной информации:
        • диаграмма Ганта;
        • cетевая диаграмма;
    • исполнение:
      • контроль исполнения проекта;
    • управление рисками: основные модели и способы их применения;
    • управление стоимостью, расчет стоимости;
    • критерии и параметры управления;
    • завершение:
      • завершение контрактов;
      • фазы завершения проекта;
      • послепроектный отчет;
  • техника компьютерного моделирования проектов:
    • цели и жизненный цикл проекта:
      • иерархические структуры работ и ресурсов;
      • операции и их характеристики;
      • календари операций;
      • взаимосвязи операций;
      • сетевая диаграмма;
      • диаграмма Ганта;
      • критический путь;
    • разрешение ресурсных конфликтов:
      • выравнивание ресурсов;
      • методы выравнивания;
      • оптимизация назначений ресурсов;
    • обзор программных средств управления проектами.
Практическое занятие No.1.
Знакомство с интерфейсом MS Project; файл проекта; используемые виды/взгляды; использование офис-помощника.
Практическое занятие No.2.
Начало работы с проектом; создание файла проекта; информация о проекте; создание списка операций; ввод названия операций; ввод длительности операций; создание периодичной операции.
Практическое занятие No.3.
Изменение и организация списка операций; изменение списка операций; добавление, перемещение и удаление операций; создание иерархии операций; использование отступов; создание пользовательских иерархий операций.
Практическое занятие No.4.
Создание расписания; связывание операций между собой; выявление критического пути.
Практическое занятие No.5.
Изменение зависимостей между операциями; виды взаимосвязей; создание взаимосвязи между операциями; удаление взаимосвязи; использование задержки; положительные/отрицательные задержки; специальные процентные задержки; создание пользовательских иерархий ресурсов.
Практическое занятие No.6.
Использование ресурсов проекта; добавление ресурсов; виды ресурсов и информация о них; использование списка ресурсов; назначение ресурсов на операции; использование диалогового окна.

Библиографический список

1. Богданов В. Управление проектами в Microsoft Project 2002: Учебный курс СПб.: "Питер", 2003.

2. Фатрелл Р.Т., Шафер Д.Ф., Шафер Л.И. Управление программными проектами: Достижение оптимального качества при минимуме затрат М.: Издательский дом "Вильямс", 2003.

3. PMBOK Guide, www.pmi.com или перевод на русский язык.

4. Мармел Э. Microsoft Project 2002: Библия пользователя. М.: "Диалектика" 2003.  

Дисциплина

Веб-серверы

Курс является обязательным,
читается в третьем семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Веб-серверы", состоит в том, чтобы дать студентам необходимую теоретическую и практическую подготовку, достаточную для самостоятельного построения, администрирования и технического сопровождения современных веб-серверов. В курсе систематически излагаются основные вопросы организации и настройки веб-серверов, в том числе:

  • классификация веб-серверов;
  • аппаратное обеспечение веб-сервера;
  • операционные системы веб-серверов: Unix (Linux), Windows;
  • обработка запросов на стороне веб-сервера:
    • общая схема функционирования HTTP-сервера;
    • параметры конфигурации;
    • обработка http-запросов при помощи дополнительного программного обеспечения:
      • серверные скрипты и подключаемые програмные модули;
      • интерфейс межпрограммного взаимодействия CGI;
      • препроцессирование html-страниц на стороне сервера;
      • средства программирования динамических страниц: PHP, SSI, ASP и др.;
  • веб-сервер Apache:
    • конфигурирование сервера;
    • виртуальные серверы;
  • веб-сервер MS IIS:
    • сервисы MS IIS;
    • консоль управления MS IIS;
    • ISAPI-приложения Perl и ASP;
  • серверы веб-приложений;
  • установка, конфигурирование и администрирование веб-серверов;
  • proxy-серверы:
    • proxy-сервер Squid;
    • transparent proxy-сервер;
  • производительность веб-сервера:
    • оценка пропускной способности веб-сервера;
    • параметры производительности веб-сервера;
    • анализ производительности веб-сервера;
    • принципы повышения производительности веб-сервера;
    • настройка производительности веб-сервера;
    • ограничение пропускной способности веб-сервера;
    • ограничение времени выполнения процессов;
  • ведение журналов;
    • форматы log-файлов;
    • анализ файлов журналов;
  • надежность веб-сервера.
Практическое занятие No.1.
ОС Linux: основные команды shell, команды настройки сетевых средств.
Практическое занятие No.2.
ОС Linux: команды диагностики сетевых соединений.
Практическое занятие No.3.
Установка и администрирование веб-сервера Apache.
Практическое занятие No.4.
Конфигурирование основных служб веб-сервера Apache: статическая маршрутизация, межсетевой экран, сервер доменных имен.

Библиографический список

1. Киллелиа П. Тюнинг веб-сервера. СПб.: Питер, 2003. - 528с. (серия "Для профессионалов")

2. Скотт Х. Администрирование Web-сервера Apache и руководство по электронной коммерции. М.: Вильямс, 2001.

3. Силва С. Администрирование веб-серверов. М.:Кудиц-Образ, 2004.

4. О'Брайен Д. Администрирование Microsoft IIS 5. М.: Вильямс, 2001. - 464с.

5. Хенриксон Х. IIS 6. Полное руководство. Справочник профессионала. М.: Эком, 2004.

6. Боуэн Р., Ридруэйо Д., Лиска А. Apache: Настольная книга администратора. М.: ДиаСофт, 2002. - 384с.

7. Колисниченко Д.Н. Linux-сервер своими руками. СПб., 2002. - 578с.

8. Птицын К.А. Серверы Linux. Самоучитель. М.: Вильямс, 2003. - 208с.

9. Стахнов А.А. Сетевое администрирование Linux. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 480c.  

Дисциплина

Технологии конструирования Интернет-приложений

Курс является обязательным,
читается в третьем семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Технологии конструирования Интернет-приложений", состоит в том, чтобы дать обзор современных инструментов программирования Интернет-приложений, познакомить студентов с альтернативными технологиями реализации веб-сайтов. В курсе систематическим образом излагаются технологии реализации программых модулей, исполняемых в момент обращения к веб-серверу или поддерживающих интерактивное взаимодействие с пользователем после загрузки html-страницы, в том числе рассматриваются:

  • технологии программирования в сети Интернет:
    • языки программирования на стороне клиента для активных веб-страниц;
    • языки программирования на стороне сервера для динамических веб-страниц (языки CGI-программирования);
  • клиентские технологии создания активных веб-приложений:
    • принципы создания активных веб-приложений;
    • инструментальные средства разработки клиентских веб-приложений;
    • языки сценариев JavaScript и VBScript;
  • язык JavaScript:
    • синтаксис языка;
    • условные операторы;
    • операторы цикла;
    • функции;
    • объекты в JavaScript: типы объектов свойства, методы и коллекции объектов;
    • встроенные объекты, их свойства, методы, коллекции и события;
    • вывод результатов в html-страницу;
    • использование модальных диалоговых окон;
    • определение параметров программных и аппаратных средств;
    • обработка событий в JavaScript;
    • RollOver-эффекты;
    • работа с изображениями, создание управляемой анимации;
    • динамическое обновление полей html-форм и их значений;
    • формально-логический контроль данных;
    • идентификация пользователей, персонализация сайтов;
    • работа с cookies в JavaScript;
    • работа с объектами подключаемых модулей (plug-in), компонентами ActiveX и Java-апплетами;
  • динамический HTML (DHTML), модель событий DHTML, структура DHTML-страницы;
  • язык CGI-программирования Perl;
  • язык CGI-программирования PHP:
    • переменные в PHP;
    • унарные и бинарные операторы;
    • массивы;
    • условные операторы;
    • операторы for, while, do..while;
    • функции вывода в html-страницу;
    • взаимодействие языка PHP и базы данных MySQL:
      • подключение к базе данных, функция include;
      • вывод данных, отвечающих SQL-запросу, в html-стра-ницу;
      • обработка некорректных запросов, функция die;
      • передача параметров в запрос;
      • управление пользовательскими данными;
    • связь PHP и HTML;
    • функции PHP работы с html-страницами;
    • вопросы безопасности при программировании на PHP;
    • средства PHP для работы с почтой;
    • работа с FTP средствами PHP;
  • язык CGI-программирования Python;
  • языки CGI-программирования ASP и ASP.NET;
  • платформенно-независимые технологии Java и CORBA;
  • язык Java:
    • использование языка Java для работы с базами данных;
    • распределенные вычисления с использованием языка Java;
  • отладка Интернет-приложений на удаленном сервере.
Практическое занятие No.1.
Создание активных объектов для html-страниц.
Практическое занятие No.2.
Реализовать калькулятор на языке JavaScript.
Практическое занятие No.3.
Реализовать на языке JavaScript функцию вывода предупреждения при выборе пользователем гиперссылки.
Практическое занятие No.4.
Реализовать серверное CGI-приложение.

Библиографический список

1. Холл М., Браун Л. Программирование для Web. Библиотека профессионала. М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 1264с.

2. Вейтман В. Программирование для Web. М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. - 368с.

3. Дуванов А.А. Web-конструирование. DHTML. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 512с.

4. Дмитриева М.В. Самоучитель JavaScript. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.

5. Мэрдок Келли. JavaScript: наглядный курс создания динамических Web-страниц. М.: Вильямс, 2001. - 288с.

6. Ратшиллер Т., Геркен Т. PHP4: Разработка Web-приложений.- СПб.: Питер, 2001.- 384с.

7. Айзекс. Динамический HTML. Пер. с англ. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1998. - 496с.

8. Дейтел Х.М.. Как программировать для Internet & WWW. М.: Бином, 2002.

9. Гилмор В. РНР 4: Учебный курс. СПб.: Питер, 2001.

10. Сузи Р. Язык Python и его применения. М.: Бином, 2006. - 326с.

11. Леонтьев Б.К. Язык программирования Perl для Интернет. М.: Новый издательский дом, 2006.

12. Маслов В.В. Основы программирования на языке Perl. М.: Горячая линия - Телеком, 1999.

13. Будилов В. Интернет-программирование на Java. СПб.: BHV, 2003. - 704с.

14. Будилов В. Основы программирования для Интернета. СПб.: BHV, 2003. - 736с.

15. Дунаев В. Веб-программирование. Java Script. СПб., 2005. - 405с.

16. Котеров Д.В. Самоучитель PHP 4. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 576с.

17. Ульман Л. Основы программирования на РНР. М., 2001. - 288с.

18. Кристиансен Т., Торкингтон Н. Perl, библиотека программиста. СПб., 2001. - 736с.

19. Томсон Л., Веллинг Л. Разработка web-приложений на PHP и MySQL. М., 2003. - 672с.

20. Матросов. Самоучитель Perl. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 432с.

21. Язык программирования Python. 2001. - 454с.  

Дисциплина

Защита информации в сети Интернет

Курс является обязательным,
читается в третьем семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Защита информации в сети Интернет", состоит в том, чтобы предоставить студентам теоретические знания и навыки, необходимые для обеспечения сетевой безопасности вычислительной сети. В курсе систе-матически излагаются современные проблемы и методы защиты информации в глобальных компьютерных сетях, в том числе:

  • информационная безопасность сети Интернет:
    • угрозы информационной безопасности:
      • классификация угроз безопасности, виды угроз в сети Интернет;
      • способы реализации угроз безопасности;
    • уязвимые места и причины их возникновения:
      • разрушающие программные воздействия:
        • структура разрушающего программного воздействия;
        • классификация разрушающих программных воздей-ствий;
        • компьютерные вирусы, "программы-черви" и программы типа "троянский конь";
        • защита от разрушающих программных воздействий;
      • сбои компьютерных систем:
        • классификация проблем, возникающих при сбоях;
        • программные средства восстановления после сбоев;
        • резервное копирование;
    • подходы к обеспечению информационной безопасности:
      • правовой, административный и технический уровни организации защиты информации;
    • шифрование информации:
      • симметричное шифрование;
      • асимметричное шифрование;
    • электронная цифровая подпись;
    • сертификаты и центры сертификации;
    • рекомендация X.509 для системы аутентификации на основе открытых ключей и сертификатов;
    • архитектура системы аутентификации:
      • формат сертификата;
      • протокол распределения ключей;
      • применение системы аутентификации в сети Интернет;
      • протокол распределения ключей;
  • создание и эксплуатация брандмауэра (межсетевого экрана):
    • принципы работы и методика настройки;
    • разрешительный и запретительный доступы;
    • фильтрация пакетов;
    • proxy-брандмауэры или брандмауэры приложений;
    • управление брандмауэром (Managed Firewall Service; MFWS);
    • брандмауэры с протоколами безопасности Интернета (Internet Security Protocols; IPSec);
  • обнаружение сетевых атак и действия по обеспечению безопасного информационного взаимодействия;
  • комплексная политика безопасности;
  • протокол безопасной передачи данных SSL (Secure Socket Layer):
    • модель протокола;
    • формат сообщений;
    • установление и разрыв соединений;
  • стандарт безопасных электронных транзакций SET (Security Electronics Transaction);
  • безопасность беспроводных сетей.
Практическое занятие No.1.
Контроль соответствия текущего уровня безопасности приемлемому уровню.
Практическое занятие No.2.
Использование криптографии для обеспечения безопасности информации.
Практическое занятие No.3.
Применение сертификатов для обеспечения безопасности информации.
Практическое занятие No.4.
Настройка браузера MS Internet Explorer с целью обеспечения безопасности использования сети Интернет.
Практическое занятие No.5.
Защита веб-серверов.
Практическое занятие No.6.
Защита почтового сервера.
Практическое занятие No.7.
Обеспечение безопасности процесса передачи данных.

Библиографический список

1. Безопасность информационных технологий. М., 2005. - 184с.

2. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. СПб: Питер, 2001. - 240с.

3. Интернет: протоколы безопасности. Учебный курс. СПб.: Питер, 2001. - 288с.

4. Касперски К. Техника и философия хакерских атак. М., 2004. - 272с.

5. Цвики Э., Купер C., Чапмен Б. Создание защиты в Интер-нете. М.: Символ-Плюс, 2002.  

Дисциплина

Веб-сервисы

Курс является обязательным,
читается в четвертом семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Веб-сервисы", состоит в том, чтобы дать студентам представление об организации в сети Интернет вычислительных узлов, реали-зующих нетривиальные функции и предоставляющих свои услуги прикладным веб-ресурсам. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • основные понятия веб-сервисов:
    • виды веб-сервисов;
    • основы веб-сервисов;
    • взаимодействие с веб-сервисами:
      • RPC-ориентированные взаимодействия;
      • документно-ориентированные взаимодействия;
    • технология веб-сервисов:
      • WSDL: описание веб-сервисов;
      • SOAP: доступ к веб-сервисам;
      • UDDI: публикация и поиск веб-сервисов;
    • XML-спецификации, связанные с веб-сервисами;
  • описание веб-сервисов:
    • основы WSDL;
    • элементы WSDL;
    • структура расширяемого языка WSDL:
      • определение типов данных сообщения;
      • определение операций в сообщении;
      • отображение сообщений на протоколы;
    • импортирование WSDL-элементов;
    • пространства имен WSDL;
    • расширения для привязки к SOAP;
  • доступ к веб-сервисам:
    • спецификация SOAP:
      • SOAP-конверт, SOAP-заголовок, тело SOAP-сообщения;
      • ошибки сообщений SOAP;
      • RPC-соглашение;
      • отображение типов данных;
      • привязка HTTP;
      • контроль версий;
    • обработка SOAP-сообщений;
    • использование пространств имен протоколом SOAP;
    • многокомпонентные MIME-вложения SOAP;
  • поиск веб-сервисов:
    • организация UDDI;
    • основные концепции UDDI;
    • принципы работы UDDI:
      • модель данных UDDI;
      • групповые данные;
      • объект коммерческой деятельности;
      • шаблон привязки;
      • механизм tModel;
    • программные интерфейсы SOAP для UDDI:
      • API запросы;
      • API публикации;
    • сценарий использования:
      • обновление реестра;
      • извлечение информации;
    • применение WSDL в UDDI;
    • локальные UDDI;
    • поддержка SOAP и Unicode в UDDI;
  • альтернативный подход:
    • обзор ebXML;
    • спецификации ebXML;
  • дополнительные технологии:
    • безопасность: SAML, XKMS;
    • поток процесса: XLANG, WSFL;
    • координация транзакций;
    • передача сообщений: WS-Inspection, WS-Referral, WS-Routing, BEEP;
    • фундаментальные основы веб-сервисов: RosettaNet, XML-RPC.

Библиографический список

1. Ньюкомер З. Веб-сервисы: XML, WSDL, SOAP и UDDI. СПб.: Питер, 2003. - 256с. (cерия "Для профессионалов")

2. Хабибуллин И.Ш. Разработка Web-служб средствами Java. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 400c.

3. Бекет Г. Java: основы Web-служб. М.: Кудиц-образ, 2004. - 464с.  

Дисциплина

Менеджмент Интернет-проектов

Курс является обязательным,
читается в четвертом семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Менеджмент Интернет-проектов", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными этапами организации бизнеса в Интернете, включая вопросы управления персоналом, управления разработкой, маркетинга и финансирования. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • бизнес-модели и основные направления в Интернет-бизнесе:
    • подходы к созданию Интернет-компаний;
    • виды сетевого бизнеса;
  • деловой цикл Интернет-компании:
    • выбор направления сетевого бизнеса;
    • налаживание отношений с поставщиками;
    • система продаж на сайте компании;
    • продвижение и распространение товаров и услуг;
    • финансовое планирование и анализ рисков;
    • управление активами компании;
    • составление бизнес-планов для внутреннего пользования и для привлечения внешнего финансирования;
  • финансовый менеджмент в Интернет-компании;
  • маркетинг в Интернет-бизнесе:
    • Интернет-реклама;
    • организации PR-акций;
    • логистика;
    • структура Интернет-аудитории;
    • маркетинговые исследования;
  • жизненный цикл Интернет-проекта:
    • начальная фаза проекта (подготовительный этап):
      • определение Интернет-потребностей;
      • предварительный анализ подходов к удовлетворению Интернет-потребностей;
      • составление бизнес-плана;
      • поиск источников финансирования;
      • формирование коллектива:
        • дизайнеры и верстальщики;
        • художники и фотографы;
        • маркетологи, психологи и специалисты по PR;
        • писатели, копирайтеры, переводчики и лингвисты;
        • контент-менеджеры;
        • модераторы;
        • веб-разработчики;
        • администраторы веб-сайта;
        • администраторы веб-сервера;
    • планирование проекта:
      • выбор методики проектирования, определение времени и этапов работ;
      • разработка технической концепции сайта:
      • разработка технического задания:
      • разработка эскизного и технического проектов;
    • разработка и тестирование проекта:
      • порядок контроля выполненных этапов работ;
      • порядок сдачи-приемки работ;
      • информационный, графический и технический дизайн веб-сайтов;
      • программирование динамических компонентов;
      • внедрение систем управления контентом;
    • документирование проекта;
    • управление разработками;
    • опытная эксплуатация;
    • внедрение и эксплуатация:
      • порядок запуска;
      • выбор хостинга;
      • приобретение программного обеспечения;
      • приобретение аппаратного обеспечения;
      • организация обслуживания сайта;
    • техническое и информационное сопровождение проекта:
      • поддержание актуальности информации и работоспособности программных компонентов;
      • мониторинг доступности и контроль ссылочной целостности;
      • технический аудит;
      • развитие сайта:
        • планирование рекламных и маркетинговых мероприятий;
        • поиск посетителей в Интернете и вне Интернета;
        • работа с посетителями;
        • работа над содержанием интернет-сайта.

Библиографический список

1. Костяев Р. Бизнес в Интернете: финансы, маркетинг, планирование СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 656c. (серия "Интернет")

2. Ковалев А., Курдюмов И. и др. Управление проектом по созданию интернет-сайта - М.: Альпина Паблишер, 2001.- 337с.  

Дисциплина

Алгоритмическая поддержка Интернет-технологий

Курс является обязательным,
читается в четвертом семестре.

Главная учебная задача дисциплины "Алгоритмическая поддержка Интернет-технолгий", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными классами алгоритмов, решающих специфические для сети Интернет задачи. Содержание дисциплины составляют следующие темы:

  • алгоритмы поиска данных:
    • алгоритм Укхонена построения суффиксных деревьев;
  • языки описания и каталогизации артефактов культуры и искусства;
  • технологии электронных библиотек;
  • семантический веб, языки RDF и OWL;
  • XML-технологии:
    • расширяемый язык описания деловой отчетности XBRL;
    • язык разметки финансовых продуктов FpML;
    • язык запросов XQuery;
  • алгоритмы интеллектуального анализа веб-страниц;
  • алгоритмы генерации веб-страниц;
  • алгоритмы выявления сетевых атак;
  • базы данных для интернет-приложений: MySQL, PostgreSQL, MS SQL Server, MS Access и Oracle;
  • СУБД MySQL:
    • принципы хранения информации в базах данных MySQL;
    • архитектура базы данных MySQL: таблицы, связи, триггеры;
    • типы таблиц и полей;
    • связи между записями в таблице, индексы и ключи;
    • связь между таблицами;
    • проектирование баз данных, нормализация таблиц;
    • межплатформенный язык запросов SQL (диалект MySQL):
      • синтаксис запросов к базе данных;
      • механизм работы с базами данных PhpMyAdmin;
      • манипуляция запросами;
      • решение типовых задач: сортировка, ограничение выбора;
      • вывод с условиями, группировка данных по полю;
      • управление форматами даты и времени, функция DATE_FORMAT;
    • вопросы безопасности базы данных MySQL;
  • GRID-технология организации распределенных вычислительных ресурсов;
  • агенты Интернет:
    • логическое программирование агентов Интернет;
  • технология Wiki;
  • социальные сети в Интернет:
    • алгоритмы анализа социальных сетей;
  • лингвистическая поддержка веб-ресурсов:
    • алгоритмы фильтрации;
    • автоматическая классификация текстов;
  • парадигмы программирования приложений в Интернет.

Библиографический список

1. Портал по грид-технологиям. http://www.gridclub.ru

2. Сайт "Проект XBRL" http://www.xbrl.ru

3. Дмитриева М.В. Самоучитель JavaScript. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 612с.

4. Смит Б. Методы и алгоритмы вычислений на строках. М.: Вильямс, 2006. - 496с.

Авторский коллектив

Абрамов В.Г.,
Бирюзова М.С.,
Ветров А.Г.,
Гинкул Г.П.,
Головин И.Г.,
Коваленко С.М.,
Кузьменкова Е.А.,
Лупин С.А.,
Мадера А.Г.,
Мальковский М.Г.,
Овсянников А.П.,
Полякова И.Н.,
Соловьев С.Ю.,
Соловьева Н.А.,
Сотников А.Н.,
Харченко О.В.,
Шабанов Б.М.,
Шульга Н.Ю.
 

Главный методический редактор М.Г.Мальковский

Главный научный редактор А.Н.Сотников
 

Методические указания содержат детальную программу преподавания в магистратуре специальности "Прикладные Интернет-технологии". Программа новой специальности включает тематику лекционных и практических занятий по каждой дисциплине специализации, здесь же приводится рекомендуемая справочная и учебная литература. В связи с наличием объективных сложностей в преподавании "научного" Интернета, в программу включены отдельные учебные материалы.

Материал адресуется кураторам направлений обучения в учреждениях Высшей школы и преподавателям дисциплин очного обучения. Кроме того, материал может быть использован студентами в качестве учебного пособия.
 

Москва 2007

Написать авторам



Точная ссылка на Программу:
Абрамов В.Г. и др. Типовая магистерская программа "Прикладные Интернет-технологии" и методические указания по направлению 010500 - "Прикладная математика и информатика"
М.: Изд-во МИРЭА, - 2007. 44с.

Программа размещена авторами на сайте www.glossary.ru - Служба тематических толковых словарей
 

Программа бесплатно высылается преподавателям ВУЗ-ов.
e-mail для заявок.


П|р|о|д|о|л|ж|е|н|и|е ►



Copyright ©
2000-2022
Web-and-Press


webadmin@glossary.ru