Введение в специализацию
Целью специализации "Прикладные Интернет-технологии" является обучение высококвалифицированных специалистов-исследователей, подготовленных к использованию и развитию наукоемких технологий в динамично развивающей области проектирования и разработки современных веб-систем.
Обучение в магистратуре, предполагает, что студенты изучают:
- математические и гуманитарные дисциплины общие для всех [университетских] программ по направлению "Прикладная математика и информатика"; а также
- дисциплины специализации по программе "Прикладные Интернет-технологии".
Соотношение общих и специальных дисциплин показано в Типовом учебном плане. В настоящей Программе раскрывается содержание дисциплин специализации так, как это представля-ется из 2007 года. Адаптация Программы для нужд конкретного обучения может привести к перекомпоновке специальных дисциплин и, возможно, к появлению новых дисциплин.
В рамках специализации студенты изучают курсы по организации, планированию, разработке, продвижению и поддержке веб-ресурсов. Кроме того, студенты изучают основные языки веб-программирования, Java- и .NET-технологии, технологии компьютерной безопасности и методы защиты информации. Особое внимание уделяется вопросам алгоритмической поддержки новых задач, возникающих в процессе развития сети Интернет.
В результате обучения предполагается подготовка специалистов высокого класса:
- обладающих фундаментальным математическим образованием, развитым системным мышлением;
- владеющих современными Интернет-технологиями; и
- способными решать нетривиальные сетевые задачи.
Студенты, приступающие к обучению по Программе, должны:
- владеть основными понятиями технологий программирования, в том числе, объектно-ориентированного программирования;
- знать принципы построения операционных систем;
- иметь навыки практического программирования и/или администрирования программных систем.
Окончившие специальность магистры могут работать:
- в научно-исследовательских центрах и центрах высоких технологий;
- в IT-компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения и комплексных программных решений на основе наукоемких информационных технологий;
- в органах управления, на предприятиях, в банках, фирмах;
- в высших, средних, средних специальных учебных заведениях и других организациях системы образования.
Типовой учебный план магистерской Программы (часть 1/2)
Дисциплина (курс) |
1 семестр |
2 семестр |
Ч/н |
|
Ч/н |
|
Непрерывные математические модели |
2 |
экз |
|
|
Дискретные и вероятностные модели |
|
|
2 |
экз |
Объектно-ориентированные языки и системы программирования |
2 |
экз |
|
|
Современные операционные системы |
|
|
2 |
экз |
Иностранный язык |
4 |
зач |
4 |
экз |
Современная философия и методология науки |
2 |
зач |
2 |
экз |
Дисциплина по выбору студента |
2 |
экз |
2 |
экз |
go
* Веб-ресурсы |
2 |
экз |
|
|
go
* Язык гипертекстовой разметки HTML |
2 |
экз |
|
|
go
* Веб-дизайн |
|
|
2 |
з/оц |
go
* Интернет-приложения |
|
|
2 |
экз |
go
* Протоколы Интернет |
|
|
2 |
экз |
Спецсеминар |
2 |
зач |
2 |
зач |
Курсовая работа |
|
|
оценка |
Итого часов |
18 |
|
20 |
|
Итого зачетов |
|
3 |
|
2 |
Итого экзаменов |
|
5 |
|
7 |
Здесь: |
- ч/н - количество учебных часов в неделю; |
|
- звездочкой отмечены дисциплины специализации, содержание которых раскрывается подробно.
|
Типовой учебный план магистерской Программы (часть 2/2)
Дисциплина (курс) |
3 семестр |
4 семестр |
Ч/н |
|
Ч/н |
|
Оптимизация и численные методы |
2 |
экз |
|
|
Сетевые технологии |
2 |
экз |
|
|
История и методология прикладной математики |
2 |
экз |
|
|
go
* Управление проектами (дополнительные главы) |
2 |
экз |
|
|
go
* Технологии конструирования Интернет-приложений |
2 |
экз |
|
|
go
* Защита информации в сети Интернет |
2 |
экз |
|
|
go
* Веб-серверы |
2 |
экз |
|
|
go
* Веб-сервисы |
|
|
2 |
экз |
go
* Менеджмент Интернет-проектов |
|
|
2 |
экз |
go
* Алгоритмическая поддержка Интернет-технологий |
|
|
2 |
экз |
Дисциплина по выбору студента |
2 |
экз |
2 |
экз |
Спецсеминар |
2 |
зач |
2 |
зач |
Курсовая работа |
оценка |
|
|
Итого часов |
18 |
|
10 |
|
Итого зачетов |
|
2 |
|
1 |
Итого экзаменов |
|
7 |
|
4 |
Защита магистерской диссертации |
|
|
оценка |
Госэкзамен по направлению |
|
|
оценка |
Здесь: |
- ч/н - количество учебных часов в неделю; |
|
- звездочкой отмечены дисциплины специализации, содержание которых раскрывается подробно.
|
Методические аспекты специализации
По каждой дисциплине специализации "Прикладные Интернет-технологии" создается веб-страница, рассчитанная на активное участие студентов и выпускников в образовательном процессе. Обязательными разделами веб-страницы являются:
1. Программа курса
2. Методические материалы по курсу
3. Понятийный аппарат курса (глоссарий)
4. Вопросы для самоконтроля
5. Список рекомендуемой литературы и веб-источников
6. Экзаменационные вопросы
7. Исследовательские темы
8. Студенческие работы
9. Форум
Для повышения качества образовательной программы предлагаются:
-1- стажировки и курсы повышения квалификации ведущих преподавателей;
-2- ежегодное обязательное обновление материала курса на 10 процентов;
-3- ежегодное обсуждения курса на методическом совете;
-4- опросы студентов.
Наибольшие сложности в систематическом преподавании Интернет-технологий связаны с необходимостью преодолеть последствия стихийного освоения студентами "бытового Интернета" с его терминологическим хаосом и, зачастую, с его "воинствующим невежеством". Учитывая это обстоятельство, в Академическом глоссарии Программы приводятся "нулевые версии" определений для ключевых терминов сети Интернет. В глоссарий вошли термины, которые существенно используются в Программе. При этом термины "Информация", "Информа-ционные ресурсы", "Документ" и "Электронный документ" считаются предопределенными.
Практические занятия, предлагаемые студентам, ориентированы на закрепление теоретических знаний и приобретение навыков работы в сети Интернет. Практические занятия проводятся под непосредственным контролем преподавателя и позволяют оперативно получать информацию об уровне усвоения учебного материала. Отдельные практические занятия могут занимать достаточно продолжительное время и, с этой точки зрения, их можно рассматривать как лабораторные или курсовые работы.
Академический глоссарий базовых понятий Интернета
- Веб-контент
- - совокупность информационных материалов и/или прикладных интерфейсов, представленных в сети Интернет для удовлетворения потребностей пользователей. Здесь:
- под информационными материалами понимаются словесные тексты, картинки и мультимедийные произведения;
- под прикладными интерфейсами - гиперссылки и формы задания аргументов для запуска прикладных процессов;
- потребности пользователей подразделяются на информационные потребности и потребности в общении.
- Веб-дизайн
- - внешнее оформление веб-контента с целью придания ему индивидуального и разумного устройства, устройства привлекательного и удобного для пользователей.
- Веб-ресурсы
- - информационные ресурсы, доступные в сети Интернет.
- Веб-сайт
- - самостоятельная единица веб-ресурсов:
- реализующая определенную цель;
- реализованная в рамках конкретного контекста; и
- принадлежащая одному владельцу, отвечающему за существование и развитие этой единицы.
Обычно веб-сайт:
- состоит из некоторого количества веб-страниц, объединенных веб-дизайном и навигационными ссылками; и
- имеет одну или несколько веб-страниц, выделенных в качестве главных.
- Веб-документ
- - предъявляемый веб-сайтом электронный документ:
- имеющий вполне определенное заглавие; или
- отвечающий на заданный запрос.
Часто веб-документ представляет собой совокупность веб-страниц, объединенных локальной системой навигационных ссылок, увязывающей веб-страницы в единое целое. Иногда веб-документ представляется в виде html-страницы c фреймами или в виде архива файлов. По способу порождения различают:
- веб-документы, представленные заранее подготовленными статическими веб-страницами; и
- веб-документы, построенные прикладным процессом в ответ на запрос пользователя.
- Веб-страница
- - порция информации:
- однозначно определяемая в сети Интернет адресом URL;
- оформленная в соответствии с одним из общепризнанных форматов: html, txt, pdf, doc, gif, zip и др.
Обычно веб-страница запрашивается браузером и интерпретируется в соответствии с ее форматом.
- html-страница
- - веб-страница, оформленная в соответствии с требованиями языка HTML.
- URL
- - адрес веб-страницы в сети Интернет; строка символов вида
<протокол>://<д.имя>:<порт>/<путь>?<параметры>#<якорь>,
(в общем случае) состоящая:
- из названия протокола: http, https, ftp и др.;
- из доменного имени или IP-адреса;
- из номера порта;
- из локального пути на сервере;
- из списка параметров;
- из якоря.
- Гиперссылка
- - фрагмент веб-страницы, который:
- внешне представляется в виде текста или графического изображения; и
- задает адрес URL некоторой [другой] веб-страницы.
Браузер позволяет пользователям активизировать гиперссылку для перехода на веб-страницу с заданным адресом URL.
- Навигационная ссылка
- - гиперссылка:
- задающая адрес URL некоторой веб-страницы того же веб-сайта; и
- расположенная в навигационной области веб-страницы.
- Навигационная область веб-страницы
- - область веб-страницы:
- повторяющаяся во всех или во многих веб-страницах сайта; и
- содержащая определенный набор гиперссылок.
- Карта сайта
- - веб-страница, основное содержание которой составляет множество навигационных ссылок веб-сайта, структури-рованное в соответствии с логикой сайта. Обычно карта сайта представляет в наглядном виде многоуровневое соподчинение веб-страниц или веб-документов.
Дисциплина
Веб-ресурсы
Курс является обязательным, читается в первом семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Веб-ресурсы" состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное научное представление о сети Интернет, ее ресурсах, возможностях и технологиях. Понятийный аппарат, введенный в этом курсе, должен покрывать потребности в базовых понятиях всех остальных курсов специализации. Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- сеть Интернет; руководящие органы Интернет: ISOC, IETF, IRTF, IAB, W3C;
- стандарты Интернет;
- веб-ресурсы, веб-контент;
- языки описания информационных ресурсов:
- метазык SGML как средство порождения языков разметки;
- язык HTML;
- расширяемый язык XML;
- веб-серверы и клиентские приложения:
- потоколы http, ftp, smtp;
- браузеры;
- почтовые программы и др.;
- доменная система имен;
- виды браузеров: Internet Explorer, Mozilla FireFox, Netscape, Opera, Neoplanet, WebTV, Cello, Mosaic, Amaya;
- настройка браузера;
- процесс взаимодействия сервера и клиента;
- веб-сайты:
- веб-страницы;
- главная страница сайта, ее типичная структура:
- название, логотип, навигационное меню;
- основные и второстепенные данные;
- html-страницы;
- архитектура веб-сайта;
- структурные элементы сайтов:
- информация о владельце, помощь, поиск, карта сайта;
- средства обратной связи с посетителями:
- гостевая книга,
- форумы и опросы;
- подписка на новости;
- регистрация пользователей и клиентов;
- каталог товаров/услуг, прайс-лист;
- статические и динамические HTML-страницы:
- активные html-страницы;
- сценарии для реализации динамических страниц;
- cookes;
- понятие о SSI, PHP, ASP, Java и JavaScript;
- типы веб-ресурсов:
- сайты-презентации;
- корпоративные сайты;
- службы общения IRC, MUD, MOO, программа ICQ;
- информационные веб-ресурсы:
- проблемно-ориентированные банки данных:
- банки данных нуклеотидных и аминокислотных последовательностей;
- банки данных пространственной структуры молекул;
- геномные банки данных и др.;
- веб-порталы:
- корпоративные веб-порталы;
- виртуальные витрины;
- торговые сайты;
- полнофункциональные виртуальные магазины;
- социальные сети;
- веб-сервисы;
- средства поиска информации:
- каталоги и поисковые машины;
- языки запросов:
- логические операторы;
- операторы расстояния;
- операторы учета особенностей естественного языка;
- методы информационного поиска, типология методов поиска;
- жизненный цикл веб-ресурса;
- целевая аудитория веб-ресурса, статистика посещения, модель типичного посетителя, анкета посетителя;
- администрирование веб-ресурсов:
- публикация данных;
- система администрирования веб-ресурса;
- интерфейс администрирования веб-ресурса;
- системы управления контентом (CMS):
- управление инфраструктурой и информационным наполнением ресурса;
- архитектура и элементы системы управления контентом;
- законодательное регулирование Интернета;
- правовые аспекты размещения информации в Интернете и использования информации из Интернета;
- Интернет как средство ведения информационных войн;
- корпоративные Интранет-сети.
- Практическое занятие No.1.
- Установка и настройка браузера
- Практическое занятие No.2
- Сравнение браузеров IE и FireFox
- Практическое занятие No.3
- Использование FTP с помощью веб-браузера
- Практическое занятие No.4
- Настройка и использование FTP-клиентов
- Практическое занятие No.5.
- Настройка почтового клиента
- Практическое занятие No.6.
- Поиск информации в Интернет c использованием языка запросов
- Практическое занятие No.7.
- Публикация сайта в Интернет; регистрация сайта в поисковых системах
Библиографический список
1. Основы Web-технологий/ П.Б.Храмцов, С.А.Брик, А.М.Русак, А.И.Сурин. Под ред. П.Б.Храмцова.- М.: ИНТУИТ.РУ "Интернет-Университет Информационных технологий", 2003. - 512с.
2. Федеральный закон Российской Федерации о внесении изменений в закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Российская газета. 28 июля 2004г.
3. Англо-русский толковый словарь по Интернет: более 2000 терминов. Минск, 2000.
4. Волковский Н.Л. История информационных войн (в 2-х частях). СПб.: Полигон, 2003.
5. Крупник А. Б. Поиск в Интернете. СПб., 2003.
6. Лясин А.С. Как создать портал в Internet: Основы использования web-технологий. М., 2003.
7. Серго А.Г. Интернет и право. М.: Бестселлер, 2003. - 272с.
8. Байков В.Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов. СПб.: БХВ-Петербург, 2000. - 288с.
9. Правовые аспекты использования Интернет-технологий / под ред. А.С. Кемрадж, Д.В.Головерова. - М.: Книжный мир, 2002. - 410с.
10. Гусев B.C. Google - эффективный поиск. Краткое руководcтво. М.: Диалектика, 2006. - 240с.
11. Попов В. Практикум по Интернет-технологиям: учебный курс. СПб: Питер, 2002. - 480с.
Дисциплина
Язык гипертекстовой разметки HTML
Курс является обязательным, читается в первом семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Язык гипертекстовой разметки HTML" состоит в том, чтобы сформировать у студентов понятие об основном языке оформления веб-ресурсов, научить создавать html-страницы, познакомить с инструментальными средствами разработки статических html-страниц. В курсе излагаются вопросы реализации и использования языков разметки SGML, HTML и XML.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- структура и стиль html-страниц;
- понятие тега, виды тегов;
- структура тегов языка HTML;
- форматирование html-страниц:
- базовая разметка;
- таблицы;
- списки;
- формы;
- фреймы;
- основные теги форматирования текста: B, I, H1-H6, BR, P, FONT и др.;
- гипертекстовые ссылки:
- адрес URL html-страницы;
- формат URL;
- параметры тега A;
- внешние и внутренние ссылки;
- абсолютные и относительные URL;
- структура мета-тегов;
- описание html-страницы, тег META;
- внешние параметры html-страницы;
- цветовые спецификации языка HTML;
- использование шрифтов и специальных символов html-странице;
- графика в html-странице:
- основные типы графических файлов;
- параметры тега IMG;
- размещение иллюстраций и обтекание текста;
- методы интеграции изображений;
- фрагментация изображений;
- принципы создания GIF-анимации;
- ускорение загрузки графики;
- таблицы для структурирования html-страниц:
- построение таблицы;
- параметры тегов TABLE, TR, TD;
- способы задания размеров таблиц;
- расчет размеров таблицы;
- многооконные html-страницы, фреймы в HTML:
- разбиение окна браузера на фреймы;
- описание фрейма;
- взаимодействие фреймов;
- проблемы фреймовой организации веб-страниц;
- передача данных на сервер, формы в HTML:
- элементы форм;
- правила работы с формами;
- основные принципы каскадных таблиц стилей;
- понятие события;
- активные html-страницы:
- приемы и технологии создания активного контента;
- Document Object Model (DOM) как основа построения активного контента;
- cредства HTML для включение активных элементов;
- разработка активных документов:
- языки Java и JavaScript;
- технологии ActiveX;
- инструментальные средства верстки html-страниц:
- браузеры и валидаторы;
- MS FrontPage;
- специализированные HTML-редакторы: SNK-HTMLPad, Macromedia DreamWeaver и др.
- Практическое занятие No.1.
- Создание html-страницы, содержащей форматированный текст.
- Практическое занятие No.2.
- Создание html-страницы, cодержащей графические изображения и таблицы.
- Практическое занятие No.3.
- Создание html-страницы, содержащей фреймы.
- Практическое занятие No.4.
- Создание html-страницы, содержащей формы.
- Практическое занятие No.5.
- Создание html-страницы с помощью MS FrontPage.
- Практическое занятие No.6.
- Создание html-страниц с помощью специализированного HTML-редактора.
Библиографический список
1. Гончаров А. Самоучитель HTML. - СПб.: Питер, 2001. -240с.
2. Шапошников И.В. Самоучитель HTML 4.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 288 с.
3. Матросов А.В., Сергеев А.О., Чаунин М.П., HTML 4.0. СПб.: БХВ - Санкт-Перербург, 2005. - 672с.
4. Полонская Е.Л. Язык HTML. СПб.: Диалектика, 2003. - 320c. (серия "Самоучитель")
5. Сергеев А.П. HTML и XML. Профессиональная работа. СПб.: Диалектика, 2004. - 800c.
6. Хольцшлаг Э. Использование HTML 4. М.: Вильямс, 2000.
7. Будилов В.А. Java Script XML объектная модель документа. М.: Наука и техника, 2001. - 352с.
8. Овчинников С.М. XML: Язык форматирования документов WWW. М.: Майор, 2001.
9. Макинтош Дж., Эрик Т.Р. Perl XML. Библиотека программиста. СПб.: Питер, 2003.
10. Хабибуллин И.Ш. Самоучитель XML. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 2003.
11. RFC 1738 - Uniform Resource Locators (URL). http://www.faqs.org/rfcs/rfc1738.html
12. Хольцнер С. HTML: Руководство разработчика. Киев: BHV, 2000. - 397с.
Дисциплина
Веб-дизайн
Курс является обязательным, читается во втором семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Веб-дизайн" состоит в том, чтобы сформировать у студентов понимание современной технологии конструирования веб-сайтов, а также научить практическим приемам веб-дизайна. Значительное внимание в курсе уделяется инструментальным средствам веб-дизайна и технологии каскадных таблиц стилей.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- структурные компоненты веб-сайта: контент, навигация, художественное оформление, логические форматы документов, сброщик веб-страниц;
- этапы разработки веб-сайтов;
- модели навигации веб-сайтов:
- навигационные меню;
- сквозные маршруты;
- карты сайтов;
- текстовая навигация
- каталоги;
- пейджинг;
- информационные модели веб-сайтов;
- принципы дизайна, теории цвета и композиции:
- эргономика веб-сайта;
- пространственные отношения: размер, пропорции, размещение, плотность;
- форма: прямые, прямоугольники, круги и закругления;
- цвет: главные цвета, восприятие цвета, сочетаемость цветов, текст и фон;
- текстуры: плоский цвет, геометрические текстуры, пиксельные текстуры, фотографические текстуры, патериальные текстуры;
- шрифт и текст: элементы шрифта, гарнитура, виды начертаний, подбор шрифтов;
- стандарты верстки, модульная сетка:
- выбор дизайна сайта;
- определение фиксированных и свободных (процентных) фрагментов страницы;
- адаптация дизайна к режиму отключенной графики;
- корпоративный стиль: основные элементы и объекты;
- особенности дизайна веб-страниц в зависимости от типа веб-ресурса;
- каскадные таблицы стилей (CSS):
- спецификация CSS;
- создание стилей и классов;
- принципы каскадирования и принципы группировки;
- стили и их атрибуты;
- возможности CSS:
- создание слоев;
- работа со слоями;
- использование классов;
- поддержка CSS браузерами;
- инструменты для верстки и обработки графики: Adobe PhotoShop, CorelDraw;
- технология Flash:
- рисование во Flash MX 2004;
- создание Flash-анимации;
- создание презентаций;
- интерактивность;
- обмен данными во Flash;
- Flash и HTML;
- программная анимация;
- объектно-ориентированное программирование во Flash;
- редакторы верстки html-страниц;
- дизайн пиктограмм;
- редизайн веб-сайтов;
- публикация сайта в сети Интернет:
- рекламная кампания;
- оптимизации сайта для поисковых систем (SEO);
- оценка эффективности работы веб-сайта.
- Практическое занятие No.1.
- Разработка многостраничной структуры сайта.
- Практическое занятие No.2.
- Создание стилей для оформления текста, ссылок, списков и элемен-тов формы.
- Практическое занятие No.3.
- Создание текста с тенью при помощи слоев, формирование отдельного стилевого файла.
- Практическое занятие No.4.
- Создание и редактирование векторных изображений.
- Практическое занятие No.5.
- Создание и редактирование растровых изображений; создание кнопок для html-страниц.
- Практическое занятие No.6.
- Обработка фотоизображений для включения в html-страницы.
- Практическое занятие No.7.
- Создание баннеров.
- Практическое занятие No.8.
- Оптимизация веб-сайта для поисковых систем.
Библиографический список
1. Кирсанов Д.. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. М.: Символ, 2006.
2. Петюшкин А. HTML в Web-дизайне. СПб.: BHV-Петер-бург, 2004. - 400с. (серия "Профессиональное программирование")
3. Пауэлл Т. Web-дизайн. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 1072с.
4. Холмогоров В. Основы Web-мастерства. - СПб: Питер, 2001.- 352с.
5. Гультяев А.К. Web-дизайн от Macromedia: Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 2001.- 480с.
6. Усенков Д. Уроки Web-мастера. - М.: Лаборатория Базо-вых Знаний, 2001.- 432с.
7. Шафран Э. Создание Web-страниц: самоучитель.- СПб: Питер, 2000. - 320с.
8. Нильсен Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена. - СПб: Символ-Плюс, 2000. - 512с.
9. Петров М.Н., Молочков В.П. Компьютерная графика. - М.: СПб.: Питер, 2002. - 736с.
10. Алексеев А.П., Скоромная О.Б., Сухова Е.Н. Графи-ческий редактор Adobe Photoshop. - Самара: ПГАТИ, 2004. - 32с.
11. Мейер Э. CSS - каскадные таблицы стилей. М.: Символ, 2006.
12. Ларсон М.А. Создание Web-страниц с помощью Microsoft Office. М.: Бином, 1998.
13. Ланг К., Чоу Дж. Публикация данных в Интернете. СПб.: Символ-Плюс, Невский Диалект, 1998. - 475с.
14. Вин Дж. Искусство Web-дизайна: Самоучитель, СПб.: Питер, 2002. - 218с.
15. Дунаев В.В , Дунаев В.В. Графика для Web. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 639с.
16. Жаринов К.В. Основы веб-мастеринга. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.-348с.
17. Лапин П. Flash MX СПб.: Питер, 2003. - 366с.
18. Каллихан С. CSS: от простого к сложному с примерами и готовыми решениями. М.: НТ Пресс, 2007. - 386c. (серия "Энциклопедии")
Дисциплина
Протоколы Интернет
Курс является обязательным, читается во втором семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Протоколы Интернет", состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о семействе протоколов TCP/IP, о программах-клиентах и программах-серверах, о командах протоколов, о сетевых пакетах и их форматах. Вторая задача дисциплины состоит в том, чтобы научить студентов приемам работы системного администратора.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- передача данных:
- теоретические основы передачи данных:
- преобразование, кодировка и передача информации;
- передача сигналов по линиям связи;
- обзор технологий передачи данных, кабельные, оптоволоконные, беспроводные каналы передачи данных;
- принципы действия сетевых протоколов;
- обзор семейства протоколов TCP/IP:
- уровень сетевого интерфейса;
- уровень межсетевого интерфейса;
- транспортный уровень;
- уровень приложений/процессов;
- протоколы сетевого уровня:
- протоколы Ethernet, FDD, ATM;
- протокол PPP:
- протокол SLIP;
- протокол CSLIP;
- протоколы межсетевого уровня:
- протокол IP: IPv4 и IPv6;
- сетевые пакеты:
- маршрутизация пакетов;
- алгоритмы маршрутизации:
- маршрутизация по вектору расстояний;
- маршрутизация с учетом состояния линий;
- иерархическая маршрутизация;
- протоколы маршрутизации: RIP, OSPF, IGRP, EGP, BGP, DVMRP;
- адресация в TCP/IP;
- протокол адресации ARP/RARP;
- протокол ICMP;
- протоколы транспортного уровня:
- сокеты;
- протокол TCP;
- протокол UDP;
- протоколы уровня приложений:
- протоколы доступа к удаленным компьютерам:
- протокол Telnet:
- команды Telnet;
- Telnet-серверы и Telnet-клиенты;
- Telnet и безопасность;
- протокол SSH;
- протокол передачи файлов FTP:
- модель протокола;
- представление данных;
- команды FTP;
- восстановление при ошибках;
- протоколы электронной почты:
- протокол SMTP обмена почтовыми сообщениями, дисциплина работы и команды SMTP;
- протоколы POP3 и IMAP доступа к базовому почтовому серверу, команды протоколов;
- формат почтовых сообщений;
- стандарт MIME;
- протокол AppleTalk;
- протокол NetBIOS;
- протокол передачи новостей NNTP, основные команды;
- протокол HTTP:
- формат сообщений протокола HTTP:
- поля заголовков HTTP-сообщений;
- анализ полей заголовка сообщения;
- команды: GET, HEAD, POST и др.;
- коды состояния:
- категории кодов состояния;
- взаимодействие с proxy-серверами;
- поддержка сессий и механизм cookies;
- протокол HTTP 1.1;
- DHCP-протокол: DHCP-сервер и DHCP-клиент;
- система доменов и распределенная база данных DNS;
- протоколы управления и контроля сетевых компонентов SNMP;
- протокол беспроводного доступа WAP:
- WAP-серверы;
- WAP-браузеры;
- WAP-эмуляторы;
- WAP-ресурсы;
- сетевой протокол времени NTP;
- сетевая файловая система NFS.
- Практическое занятие No.1.
- Доступ к удаленному компьютеру по протоколу Telnet.
- Практическое занятие No.2.
- Тестирование соединений в сети.
- Практическое занятие No.3.
- Сбор и анализ информации о входящем/исходящем сетевом трафике с помощью программы Wireshark.
- Практическое занятие No.4.
- Установка и авторизация DHCP-сервера; настройка DHCP-сервера
- Практическое занятие No.5.
- Установка и авторизация DNS-сервера; поддержка DNS-сервера.
- Практическое занятие No.6.
- Конфигурирование основных параметров IP-маршрутизатора.
Библиографический список
1. Стахнов А.А. Сетевое администрирование Linux. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 480c.
2. Золотов С. Протоколы Internet. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1998.
3. Семенов Ю.А. Протоколы Интернет. М.: Горячая линия - Телеком, 2005. (серия "Сети и сетевые технологии")
4. Семенов Ю.А. Телекоммуникационные системы и сети. http://book.itep.ru
5. Филимонов А. Протоколы Интернета. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 528c. (серия "Мастер систем")
6. Хьельм Й. Интернет на мобильном телефоне. Пер с англ. - М.: Мир, 2001. - 427с.
7. Найк Д. Стандарты и протоколы Интернета. М., 1999. - 384с.
8. Принципы маршрутизации в Internet. М., 2001. - 404с.
9. Столингс В. Современные компьютерные сети. СПб.: Питер, 2003 - 783с.
10. Танненбаум Э. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2005. - 992с.
Дисциплина
Интернет-приложения
Курс является обязательным, читается во втором семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Интернет-приложения", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными подходами, приемами и методами реализации в сети Интернет прикладных проектов в различных областях человеческой деятельности. В качестве основного приема обучения используется метод сопоставления.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- электронная торговля и электронный бизнес:
- модели B2B, B2С и B2G;
- продажа продукции через Интернет;
- продажа услуг через Интернет;
- организация бизнеса по принципу обратной связи;
- поведение посетителей в виртуальных магазинах:
- классификации посетителей;
- типы поведения;
- мотивация;
- платежные системы, схемы электронных платежей;
- концепция маркетинга в сети Интернет;
- Интернет-банкинг;
- Интернет-реклама:
- виды Интернет-рекламы;
- рекламные носители;
- баннеры и их стандарты;
- службы баннерного обмена;
- системы контекстной рекламы;
- рассылки и спам;
- оценка эффективности Интернет-рекламы;
- электронные библиотеки;
- виртуальные музеи;
- сетевые средства массовой информации;
- политические коммуникации в сети Интернет;
- PR в сети Интернет;
- дистанционное обучение в сети Интернет:
- типы и особенности учебно-методических материалов;
- компьютерные технологии контроля знаний;
- семейство стандартов SCORM стандартизирующей организации ADL;
- спецификация CMI комитета AICC;
- стандарты консорциума IMS;
- использование сети Интернет в политическом процессе:
- функции информации в осуществлении властных полномочий;
- использование информационных технологий в выборах;
- лоббирование с использованием информационных технологий.
Библиографический список
1. Закарян И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 256c. (серия "Интернет")
2. Успенский И. Интернет как инструмент маркетинга. СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 256c. (серия "Интернет")
3. Хейг М. Основы электронного бизнеса. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
4. Серго А.Г. Интернет и право. М., 2003.
5. Афонина С. Электронные деньги. СПб.: Питер, 2001.
6. Гуров В.В. Интернет для бизнеса. М., 1997.
7. Информационные технологии в маркетинге: Учебник для вузов /Г.А.Титоренко, Г.Л.Макарова, Д.М.Дайитбегов и др. Под ред. проф. Г.А.Титоренко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 335с.
8. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. М.: ИНФРА-М, 2001. - 158с.
9. Петюшкин А.В. Основы баннерной рекламы. СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 464с.
10. Скотт Х. Администрирование Web-сервера Apache и руководство по электронной коммерции. М.: Вильямс, 2001.
Дисциплина
Управление проектами (дополнительные главы)
Курс является обязательным, читается в третьем семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Управление проектами (дополнительные главы)", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными подходами, приемами и методами управления разработкой отдельных Интернет-проектов.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- основы управления проектами:
- основные понятия управления проектами:
- проект, управление проектами, жизненный цикл проекта, участники проекта;
- виды организационных структур управления: функциональная, матричная, проектная;
- критерии выбора структуры управления проектом;
- роль, задачи и функции менеджера проекта;
- команда управления проектом;
- взаимодействие проектных и функциональных руководителей;
- процессы управления проектами:
- инициация:
- критерии и методы выбора проектов;
- процедуры запуска проектов;
- устав проекта, требования и содержание;
- планирование:
- планирование содержания проекта;
- констатация целей;
- иерархические структуры работ;
- иерархические структуры ресурсов;
- взаимосвязи операций, виды взаимосвязей;
- сетевая модель;
- назначение ресурсов;
- методы составления расписания:
- метод критического пути;
- составление расписания с учетом ограничений по ресурсам;
- разработка плана проекта;
- графические представления проектной информации:
- диаграмма Ганта;
- cетевая диаграмма;
- исполнение:
- контроль исполнения проекта;
- управление рисками: основные модели и способы их применения;
- управление стоимостью, расчет стоимости;
- критерии и параметры управления;
- завершение:
- завершение контрактов;
- фазы завершения проекта;
- послепроектный отчет;
- техника компьютерного моделирования проектов:
- цели и жизненный цикл проекта:
- иерархические структуры работ и ресурсов;
- операции и их характеристики;
- календари операций;
- взаимосвязи операций;
- сетевая диаграмма;
- диаграмма Ганта;
- критический путь;
- разрешение ресурсных конфликтов:
- выравнивание ресурсов;
- методы выравнивания;
- оптимизация назначений ресурсов;
- обзор программных средств управления проектами.
- Практическое занятие No.1.
- Знакомство с интерфейсом MS Project; файл проекта; используемые виды/взгляды; использование офис-помощника.
- Практическое занятие No.2.
- Начало работы с проектом; создание файла проекта; информация о проекте; создание списка операций; ввод названия операций; ввод длительности операций; создание периодичной операции.
- Практическое занятие No.3.
- Изменение и организация списка операций; изменение списка операций; добавление, перемещение и удаление операций; создание иерархии операций; использование отступов; создание пользовательских иерархий операций.
- Практическое занятие No.4.
- Создание расписания; связывание операций между собой; выявление критического пути.
- Практическое занятие No.5.
- Изменение зависимостей между операциями; виды взаимосвязей; создание взаимосвязи между операциями; удаление взаимосвязи; использование задержки; положительные/отрицательные задержки; специальные процентные задержки; создание пользовательских иерархий ресурсов.
- Практическое занятие No.6.
- Использование ресурсов проекта; добавление ресурсов; виды ресурсов и информация о них; использование списка ресурсов; назначение ресурсов на операции; использование диалогового окна.
Библиографический список
1. Богданов В. Управление проектами в Microsoft Project 2002: Учебный курс СПб.: "Питер", 2003.
2. Фатрелл Р.Т., Шафер Д.Ф., Шафер Л.И. Управление программными проектами: Достижение оптимального качества при минимуме затрат М.: Издательский дом "Вильямс", 2003.
3. PMBOK Guide, www.pmi.com или перевод на русский язык.
4. Мармел Э. Microsoft Project 2002: Библия пользователя. М.: "Диалектика" 2003.
Дисциплина
Веб-серверы
Курс является обязательным, читается в третьем семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Веб-серверы", состоит в том, чтобы дать студентам необходимую теоретическую и практическую подготовку, достаточную для самостоятельного построения, администрирования и технического сопровождения современных веб-серверов.
В курсе систематически излагаются основные вопросы организации
и настройки веб-серверов, в том числе:
- классификация веб-серверов;
- аппаратное обеспечение веб-сервера;
- операционные системы веб-серверов: Unix (Linux), Windows;
- обработка запросов на стороне веб-сервера:
- общая схема функционирования HTTP-сервера;
- параметры конфигурации;
- обработка http-запросов при помощи дополнительного программного обеспечения:
- серверные скрипты и подключаемые програмные модули;
- интерфейс межпрограммного взаимодействия CGI;
- препроцессирование html-страниц на стороне сервера;
- средства программирования динамических страниц: PHP, SSI, ASP и др.;
- веб-сервер Apache:
- конфигурирование сервера;
- виртуальные серверы;
- веб-сервер MS IIS:
- сервисы MS IIS;
- консоль управления MS IIS;
- ISAPI-приложения Perl и ASP;
- серверы веб-приложений;
- установка, конфигурирование и администрирование веб-серверов;
- proxy-серверы:
- proxy-сервер Squid;
- transparent proxy-сервер;
- производительность веб-сервера:
- оценка пропускной способности веб-сервера;
- параметры производительности веб-сервера;
- анализ производительности веб-сервера;
- принципы повышения производительности веб-сервера;
- настройка производительности веб-сервера;
- ограничение пропускной способности веб-сервера;
- ограничение времени выполнения процессов;
- ведение журналов;
- форматы log-файлов;
- анализ файлов журналов;
- надежность веб-сервера.
- Практическое занятие No.1.
- ОС Linux: основные команды shell, команды настройки сетевых средств.
- Практическое занятие No.2.
- ОС Linux: команды диагностики сетевых соединений.
- Практическое занятие No.3.
- Установка и администрирование веб-сервера Apache.
- Практическое занятие No.4.
- Конфигурирование основных служб веб-сервера Apache: статическая маршрутизация, межсетевой экран, сервер доменных имен.
Библиографический список
1. Киллелиа П. Тюнинг веб-сервера. СПб.: Питер, 2003. - 528с. (серия "Для профессионалов")
2. Скотт Х. Администрирование Web-сервера Apache и руководство по электронной коммерции. М.: Вильямс, 2001.
3. Силва С. Администрирование веб-серверов. М.:Кудиц-Образ, 2004.
4. О'Брайен Д. Администрирование Microsoft IIS 5. М.: Вильямс, 2001. - 464с.
5. Хенриксон Х. IIS 6. Полное руководство. Справочник профессионала. М.: Эком, 2004.
6. Боуэн Р., Ридруэйо Д., Лиска А. Apache: Настольная книга администратора. М.: ДиаСофт, 2002. - 384с.
7. Колисниченко Д.Н. Linux-сервер своими руками. СПб., 2002. - 578с.
8. Птицын К.А. Серверы Linux. Самоучитель. М.: Вильямс, 2003. - 208с.
9. Стахнов А.А. Сетевое администрирование Linux. - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 480c.
Дисциплина
Технологии конструирования Интернет-приложений
Курс является обязательным, читается в третьем семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Технологии конструирования Интернет-приложений", состоит в том, чтобы дать обзор современных инструментов программирования Интернет-приложений, познакомить студентов с альтернативными технологиями реализации веб-сайтов. В курсе систематическим образом излагаются технологии реализации программых модулей, исполняемых в момент обращения к веб-серверу или поддерживающих интерактивное взаимодействие с пользователем после загрузки html-страницы,
в том числе рассматриваются:
- технологии программирования в сети Интернет:
- языки программирования на стороне клиента для активных веб-страниц;
- языки программирования на стороне сервера для динамических веб-страниц (языки CGI-программирования);
- клиентские технологии создания активных веб-приложений:
- принципы создания активных веб-приложений;
- инструментальные средства разработки клиентских веб-приложений;
- языки сценариев JavaScript и VBScript;
- язык JavaScript:
- синтаксис языка;
- условные операторы;
- операторы цикла;
- функции;
- объекты в JavaScript: типы объектов свойства, методы и коллекции объектов;
- встроенные объекты, их свойства, методы, коллекции и события;
- вывод результатов в html-страницу;
- использование модальных диалоговых окон;
- определение параметров программных и аппаратных средств;
- обработка событий в JavaScript;
- RollOver-эффекты;
- работа с изображениями, создание управляемой анимации;
- динамическое обновление полей html-форм и их значений;
- формально-логический контроль данных;
- идентификация пользователей, персонализация сайтов;
- работа с cookies в JavaScript;
- работа с объектами подключаемых модулей (plug-in), компонентами ActiveX и Java-апплетами;
- динамический HTML (DHTML), модель событий DHTML, структура DHTML-страницы;
- язык CGI-программирования Perl;
- язык CGI-программирования PHP:
- переменные в PHP;
- унарные и бинарные операторы;
- массивы;
- условные операторы;
- операторы for, while, do..while;
- функции вывода в html-страницу;
- взаимодействие языка PHP и базы данных MySQL:
- подключение к базе данных, функция include;
- вывод данных, отвечающих SQL-запросу, в html-стра-ницу;
- обработка некорректных запросов, функция die;
- передача параметров в запрос;
- управление пользовательскими данными;
- связь PHP и HTML;
- функции PHP работы с html-страницами;
- вопросы безопасности при программировании на PHP;
- средства PHP для работы с почтой;
- работа с FTP средствами PHP;
- язык CGI-программирования Python;
- языки CGI-программирования ASP и ASP.NET;
- платформенно-независимые технологии Java и CORBA;
- язык Java:
- использование языка Java для работы с базами данных;
- распределенные вычисления с использованием языка Java;
- отладка Интернет-приложений на удаленном сервере.
- Практическое занятие No.1.
- Создание активных объектов для html-страниц.
- Практическое занятие No.2.
- Реализовать калькулятор на языке JavaScript.
- Практическое занятие No.3.
- Реализовать на языке JavaScript функцию вывода предупреждения при выборе пользователем гиперссылки.
- Практическое занятие No.4.
- Реализовать серверное CGI-приложение.
Библиографический список
1. Холл М., Браун Л. Программирование для Web. Библиотека профессионала. М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. - 1264с.
2. Вейтман В. Программирование для Web. М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. - 368с.
3. Дуванов А.А. Web-конструирование. DHTML. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 512с.
4. Дмитриева М.В. Самоучитель JavaScript. СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
5. Мэрдок Келли. JavaScript: наглядный курс создания динамических Web-страниц. М.: Вильямс, 2001. - 288с.
6. Ратшиллер Т., Геркен Т. PHP4: Разработка Web-приложений.- СПб.: Питер, 2001.- 384с.
7. Айзекс. Динамический HTML. Пер. с англ. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1998. - 496с.
8. Дейтел Х.М.. Как программировать для Internet & WWW. М.: Бином, 2002.
9. Гилмор В. РНР 4: Учебный курс. СПб.: Питер, 2001.
10. Сузи Р. Язык Python и его применения. М.: Бином, 2006. - 326с.
11. Леонтьев Б.К. Язык программирования Perl для Интернет. М.: Новый издательский дом, 2006.
12. Маслов В.В. Основы программирования на языке Perl. М.: Горячая линия - Телеком, 1999.
13. Будилов В. Интернет-программирование на Java. СПб.: BHV, 2003. - 704с.
14. Будилов В. Основы программирования для Интернета. СПб.: BHV, 2003. - 736с.
15. Дунаев В. Веб-программирование. Java Script. СПб., 2005. - 405с.
16. Котеров Д.В. Самоучитель PHP 4. - СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 576с.
17. Ульман Л. Основы программирования на РНР. М., 2001. - 288с.
18. Кристиансен Т., Торкингтон Н. Perl, библиотека программиста. СПб., 2001. - 736с.
19. Томсон Л., Веллинг Л. Разработка web-приложений на PHP и MySQL. М., 2003. - 672с.
20. Матросов. Самоучитель Perl. СПб.: БХВ-Петербург, 2001. - 432с.
21. Язык программирования Python. 2001. - 454с.
Дисциплина
Защита информации в сети Интернет
Курс является обязательным, читается в третьем семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Защита информации в сети Интернет", состоит в том, чтобы предоставить студентам теоретические знания и навыки, необходимые для обеспечения сетевой безопасности вычислительной сети. В курсе систе-матически излагаются современные проблемы и методы защиты информации в глобальных компьютерных сетях,
в том числе:
- информационная безопасность сети Интернет:
- угрозы информационной безопасности:
- классификация угроз безопасности, виды угроз в сети Интернет;
- способы реализации угроз безопасности;
- уязвимые места и причины их возникновения:
- разрушающие программные воздействия:
- структура разрушающего программного воздействия;
- классификация разрушающих программных воздей-ствий;
- компьютерные вирусы, "программы-черви" и программы типа "троянский конь";
- защита от разрушающих программных воздействий;
- сбои компьютерных систем:
- классификация проблем, возникающих при сбоях;
- программные средства восстановления после сбоев;
- резервное копирование;
- подходы к обеспечению информационной безопасности:
- правовой, административный и технический уровни организации защиты информации;
- шифрование информации:
- симметричное шифрование;
- асимметричное шифрование;
- электронная цифровая подпись;
- сертификаты и центры сертификации;
- рекомендация X.509 для системы аутентификации на основе открытых ключей и сертификатов;
- архитектура системы аутентификации:
- формат сертификата;
- протокол распределения ключей;
- применение системы аутентификации в сети Интернет;
- протокол распределения ключей;
- создание и эксплуатация брандмауэра (межсетевого экрана):
- принципы работы и методика настройки;
- разрешительный и запретительный доступы;
- фильтрация пакетов;
- proxy-брандмауэры или брандмауэры приложений;
- управление брандмауэром (Managed Firewall Service; MFWS);
- брандмауэры с протоколами безопасности Интернета (Internet Security Protocols; IPSec);
- обнаружение сетевых атак и действия по обеспечению безопасного информационного взаимодействия;
- комплексная политика безопасности;
- протокол безопасной передачи данных SSL (Secure Socket Layer):
- модель протокола;
- формат сообщений;
- установление и разрыв соединений;
- стандарт безопасных электронных транзакций SET (Security Electronics Transaction);
- безопасность беспроводных сетей.
- Практическое занятие No.1.
- Контроль соответствия текущего уровня безопасности приемлемому уровню.
- Практическое занятие No.2.
- Использование криптографии для обеспечения безопасности информации.
- Практическое занятие No.3.
- Применение сертификатов для обеспечения безопасности информации.
- Практическое занятие No.4.
- Настройка браузера MS Internet Explorer с целью обеспечения безопасности использования сети Интернет.
- Практическое занятие No.5.
- Защита веб-серверов.
- Практическое занятие No.6.
- Защита почтового сервера.
- Практическое занятие No.7.
- Обеспечение безопасности процесса передачи данных.
Библиографический список
1. Безопасность информационных технологий. М., 2005. - 184с.
2. Голдовский И. Безопасность платежей в Интернете. СПб: Питер, 2001. - 240с.
3. Интернет: протоколы безопасности. Учебный курс. СПб.: Питер, 2001. - 288с.
4. Касперски К. Техника и философия хакерских атак. М., 2004. - 272с.
5. Цвики Э., Купер C., Чапмен Б. Создание защиты в Интер-нете. М.: Символ-Плюс, 2002.
Дисциплина
Веб-сервисы
Курс является обязательным, читается в четвертом семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Веб-сервисы", состоит в том, чтобы дать студентам представление об организации в сети Интернет вычислительных узлов, реали-зующих нетривиальные функции и предоставляющих свои услуги прикладным веб-ресурсам.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- основные понятия веб-сервисов:
- виды веб-сервисов;
- основы веб-сервисов;
- взаимодействие с веб-сервисами:
- RPC-ориентированные взаимодействия;
- документно-ориентированные взаимодействия;
- технология веб-сервисов:
- WSDL: описание веб-сервисов;
- SOAP: доступ к веб-сервисам;
- UDDI: публикация и поиск веб-сервисов;
- XML-спецификации, связанные с веб-сервисами;
- описание веб-сервисов:
- основы WSDL;
- элементы WSDL;
- структура расширяемого языка WSDL:
- определение типов данных сообщения;
- определение операций в сообщении;
- отображение сообщений на протоколы;
- импортирование WSDL-элементов;
- пространства имен WSDL;
- расширения для привязки к SOAP;
- доступ к веб-сервисам:
- спецификация SOAP:
- SOAP-конверт, SOAP-заголовок, тело SOAP-сообщения;
- ошибки сообщений SOAP;
- RPC-соглашение;
- отображение типов данных;
- привязка HTTP;
- контроль версий;
- обработка SOAP-сообщений;
- использование пространств имен протоколом SOAP;
- многокомпонентные MIME-вложения SOAP;
- поиск веб-сервисов:
- организация UDDI;
- основные концепции UDDI;
- принципы работы UDDI:
- модель данных UDDI;
- групповые данные;
- объект коммерческой деятельности;
- шаблон привязки;
- механизм tModel;
- программные интерфейсы SOAP для UDDI:
- API запросы;
- API публикации;
- сценарий использования:
- обновление реестра;
- извлечение информации;
- применение WSDL в UDDI;
- локальные UDDI;
- поддержка SOAP и Unicode в UDDI;
- альтернативный подход:
- обзор ebXML;
- спецификации ebXML;
- дополнительные технологии:
- безопасность: SAML, XKMS;
- поток процесса: XLANG, WSFL;
- координация транзакций;
- передача сообщений: WS-Inspection, WS-Referral, WS-Routing, BEEP;
- фундаментальные основы веб-сервисов: RosettaNet, XML-RPC.
Библиографический список
1. Ньюкомер З. Веб-сервисы: XML, WSDL, SOAP и UDDI. СПб.: Питер, 2003. - 256с. (cерия "Для профессионалов")
2. Хабибуллин И.Ш. Разработка Web-служб средствами Java. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 400c.
3. Бекет Г. Java: основы Web-служб. М.: Кудиц-образ, 2004. - 464с.
Дисциплина
Менеджмент Интернет-проектов
Курс является обязательным, читается в четвертом семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Менеджмент Интернет-проектов", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными этапами организации бизнеса в Интернете, включая вопросы управления персоналом, управления разработкой, маркетинга и финансирования.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- бизнес-модели и основные направления в Интернет-бизнесе:
- подходы к созданию Интернет-компаний;
- виды сетевого бизнеса;
- деловой цикл Интернет-компании:
- выбор направления сетевого бизнеса;
- налаживание отношений с поставщиками;
- система продаж на сайте компании;
- продвижение и распространение товаров и услуг;
- финансовое планирование и анализ рисков;
- управление активами компании;
- составление бизнес-планов для внутреннего пользования и для привлечения внешнего финансирования;
- финансовый менеджмент в Интернет-компании;
- маркетинг в Интернет-бизнесе:
- Интернет-реклама;
- организации PR-акций;
- логистика;
- структура Интернет-аудитории;
- маркетинговые исследования;
- жизненный цикл Интернет-проекта:
- начальная фаза проекта (подготовительный этап):
- определение Интернет-потребностей;
- предварительный анализ подходов к удовлетворению Интернет-потребностей;
- составление бизнес-плана;
- поиск источников финансирования;
- формирование коллектива:
- дизайнеры и верстальщики;
- художники и фотографы;
- маркетологи, психологи и специалисты по PR;
- писатели, копирайтеры, переводчики и лингвисты;
- контент-менеджеры;
- модераторы;
- веб-разработчики;
- администраторы веб-сайта;
- администраторы веб-сервера;
- планирование проекта:
- выбор методики проектирования, определение времени и этапов работ;
- разработка технической концепции сайта:
- разработка технического задания:
- разработка эскизного и технического проектов;
- разработка и тестирование проекта:
- порядок контроля выполненных этапов работ;
- порядок сдачи-приемки работ;
- информационный, графический и технический дизайн веб-сайтов;
- программирование динамических компонентов;
- внедрение систем управления контентом;
- документирование проекта;
- управление разработками;
- опытная эксплуатация;
- внедрение и эксплуатация:
- порядок запуска;
- выбор хостинга;
- приобретение программного обеспечения;
- приобретение аппаратного обеспечения;
- организация обслуживания сайта;
- техническое и информационное сопровождение проекта:
- поддержание актуальности информации и работоспособности программных компонентов;
- мониторинг доступности и контроль ссылочной целостности;
- технический аудит;
- развитие сайта:
- планирование рекламных и маркетинговых мероприятий;
- поиск посетителей в Интернете и вне Интернета;
- работа с посетителями;
- работа над содержанием интернет-сайта.
Библиографический список
1. Костяев Р. Бизнес в Интернете: финансы, маркетинг, планирование СПб.: БХВ-Петербург, 2006. - 656c. (серия "Интернет")
2. Ковалев А., Курдюмов И. и др. Управление проектом по созданию интернет-сайта - М.: Альпина Паблишер, 2001.- 337с.
Дисциплина
Алгоритмическая поддержка Интернет-технологий
Курс является обязательным, читается в четвертом семестре.
Главная учебная задача дисциплины "Алгоритмическая поддержка Интернет-технолгий", состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными классами алгоритмов, решающих специфические для сети Интернет задачи.
Содержание дисциплины составляют следующие темы:
- алгоритмы поиска данных:
- алгоритм Укхонена построения суффиксных деревьев;
- языки описания и каталогизации артефактов культуры и искусства;
- технологии электронных библиотек;
- семантический веб, языки RDF и OWL;
- XML-технологии:
- расширяемый язык описания деловой отчетности XBRL;
- язык разметки финансовых продуктов FpML;
- язык запросов XQuery;
- алгоритмы интеллектуального анализа веб-страниц;
- алгоритмы генерации веб-страниц;
- алгоритмы выявления сетевых атак;
- базы данных для интернет-приложений: MySQL, PostgreSQL, MS SQL Server, MS Access и Oracle;
- СУБД MySQL:
- принципы хранения информации в базах данных MySQL;
- архитектура базы данных MySQL: таблицы, связи, триггеры;
- типы таблиц и полей;
- связи между записями в таблице, индексы и ключи;
- связь между таблицами;
- проектирование баз данных, нормализация таблиц;
- межплатформенный язык запросов SQL (диалект MySQL):
- синтаксис запросов к базе данных;
- механизм работы с базами данных PhpMyAdmin;
- манипуляция запросами;
- решение типовых задач: сортировка, ограничение выбора;
- вывод с условиями, группировка данных по полю;
- управление форматами даты и времени, функция DATE_FORMAT;
- вопросы безопасности базы данных MySQL;
- GRID-технология организации распределенных вычислительных ресурсов;
- агенты Интернет:
- логическое программирование агентов Интернет;
- технология Wiki;
- социальные сети в Интернет:
- алгоритмы анализа социальных сетей;
- лингвистическая поддержка веб-ресурсов:
- алгоритмы фильтрации;
- автоматическая классификация текстов;
- парадигмы программирования приложений в Интернет.
Библиографический список
1. Портал по грид-технологиям. http://www.gridclub.ru
2. Сайт "Проект XBRL" http://www.xbrl.ru
3. Дмитриева М.В. Самоучитель JavaScript. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 612с.
4. Смит Б. Методы и алгоритмы вычислений на строках. М.: Вильямс, 2006. - 496с.
|